Что нужно знать родителю о развитии головного мозга и влиянии одурманивающих веществ; Tarkvanem; Aлк

Небольшой экскурс в тайны мозга

Небольшой экскурс в тайны мозга

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга. Этот отдел полушарий мозга в процессе эволюции сформировался довольно поздно: у хищников он был едва намечен, у приматов был уже достаточно развит. У современного человека лобные доли занимают около 25 % общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи утверждают, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. Хотя еще в начале XX столетия исследователи считали эти зоны бездействующими, так как их функции были не установлены, деятельность этой части мозга не удавалось связать с какими-либо внешними проявлениями.

Сейчас лобные доли коры головного мозга человека все чаще называют «дирижерами» и «координаторами». Учеными уже доказано их огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека. Эти области мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания. Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с поставленными целями. Полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с нашими намерениями, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга, отмечают, что нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. Эти случаи сопровождаются заметными изменениями личности пациентов, неизбежным снижением их умственных способностей. Особенно тяжело сказываются такие травмы на людях творческих профессий – создавать что-либо новое они уже не способны.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, именно в лобных долях нейропсихологами был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта». Было установлено, что боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

Для того чтобы найти место расположения «интеллектуального центра», сядьте, поставьте локоть руки на стол и прислонитесь к ладони виском – именно так мы сидим, мечтая или размышляя о чем-то. Как раз в том месте, где ладонь касается головы, около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Специалисты называют их «главным штабом» всей интеллектуальной работы мозга, куда стекаются донесения из других мозговых зон. Здесь идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение.

Естественно, для того чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, стоящими перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Исследования подтвердили, что при решении интеллектуальных задач наблюдается заметная активизация этих участков.

Почему интеллектуальный тренажер Шульте?

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте отлично подходит для этой цели. Доказано, что работа с таблицами позволяет усилить кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрыть интеллектуальный потенциал.

В этом плане данный тренажер дает гораздо больший эффект по сравнению с другими интеллектуальными нагрузками, стимулирующими работу головного мозга. Почему так? В научно-исследовательских экспериментах с помощью специальных приборов ученые регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время проработки людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.). Это позволило сделать два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Эффективность работы именно с таблицами Шульте объясняется тем, что при работе с таблицами фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не «отвлекается» на другое, не тратит свой ресурс на дополнительные функции, как это происходит при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

Скажем, решение арифметических задачек, помимо общего интеллектуального потенциала, требует задействования математических способностей, памяти (процессов припоминания), то есть активизации других зон лобных долей и коры головного мозга в целом, что снижает интенсивности кровотока. Аналогично при разгадывании кроссвордов мы, опять-таки, «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д., в результате часть общей интенсивности кровотока теряется.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. Именно за счет этого создается возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

Читайте также:  Вирусный конъюнктивит глаз лечение у взрослых, препараты, капли

То есть, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае – заниматься с различными таблицами Шульте), то таким образом будем стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга, что позволит улучшать мозговую деятельность, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Ежедневные регулярные тренировки лобных долей головного мозга позволяют получить потрясающие результаты – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как развивать лобные доли мозга

Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда как для максимальной мыслительной активности нужно заставлять работать лобные доли.

Что такое лобные доли?

Лобные доли мозга расположены чуть повыше глаз, сразу за лобной костью. Последние исследования доказали, что именно лобные доли можно назвать «венцом творения» нервной системы человека. В ходе эволюции наш мозг увеличился в среднем в три раза, тогда как лобные доли — в шесть раз.

Интересно, что в неврологической науке начала ХХ века превалировала довольно наивная точка зрения: исследователи считали, что лобные доли не играют никакой роли в работе мозга. Их презрительно называли бездействующими.

Подобные представления не позволяли понять значение лобных долей, которые в отличие от других отделов мозга не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным.

Более поздние исследования доказали, что именно лобные доли координируют действия других нейронных структур, поэтому лобные доли также называют «дирижером головного мозга».

Только благодаря им весь «оркестр» способен «играть» слаженно. Нарушение же в работе лобных долей мозга чревато серьезными последствиями.

Почему их важно развивать?

Лобные доли регулируют поведение высшего порядка — определение цели, постановку задачи и поиски путей её решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремлённость, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию. Повреждение лобных долей мозга может привести к апатии, безразличию, инертности.

В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои рабочие функции, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.

Вне зависимости от склада ума, характера и предпочтений, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию: концентрация и произвольное внимание, критическое мышление (оценка действий), социальное поведение, мотивация, постановка целей, разработка плана достижения целей, контроль выполнения плана. Лобные доли мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Нарушение их работы подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Основные пути развития

Для развития лобных долей мозга, которые у большинства людей в повседневной жизни находятся как бы в «спящем режиме», есть множество методик.

Во-первых, нужно выполнять упражнения, усиливающие кровоснабжение мозга. Например, играть в настольный теннис.

В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре.

Крайне важна диета. Нужно есть чаще, но понемногу, поддерживать уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами. Нужно тренировать внимание и способность его удерживать на протяжении долгого времени.

Важной составляющей тренировки лобных долей является планирование и четкое целеполагание. Поэтому хорошо научиться составлять список дел, график работы. Это будет тренировать лобные доли. Также хорошо помогает в этом деле решение несложных арифметических упражнений, ребусов. В общем и целом, нужно заставлять мозг работать, чтобы он не пребывал в спящем состоянии.

Медитация

Теперь по порядку.

Для развития лобных долей полезна медитация. Это доказывают многочисленные исследования. Так, в исследовании, проведенном специалистами из Гарвардского университета, 16 человек в течение 8 недель занимались в Массачусетском университете по специально разработанной программе медитации.

За две недели до и через две недели после программы исследователи просканировали мозг участников с помощью МРТ.

Добровольцы каждую неделю ходили на занятия, где их обучали медитации, целью которой являлось безоценочное осознание своих ощущений, чувств и мыслей. Кроме того, участникам выдали аудиоуроки по медитативной практике и попросили записывать, сколько времени они проводили, занимаясь медитацией.

Участники эксперимента медитировали в среднем по 27 минут каждый день. Согласно результатам теста, за 8 недель у них повысился уровень осознанности.
Кроме того, у участников увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение, и в структурах мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом.

Читайте также:  Геморрой или рак Развенчиваем мифы о работе кишечника Здоровая жизнь Здоровье Аргументы и Факты

Также у добровольцев из экспериментальной группы снизилась плотность серого вещества в миндалине, зоне мозга, связанной с беспокойством и стрессом.

Исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей, пришли к выводу, что медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались.

Доктор философии Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина в ходе своих исследований пришел к выводу, что во время медитации левая часть префронтальной коры головного мозга показывает повышенную активность.

Молитва

Молитва, как и медитация, способна улучшить способности мозга. Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта.

Для того, чтобы изучить влияние молитвы на мозг, он вводил человеку во время молитвы безвредный радиоактивный краситель. По мере активации различных областей мозга, этот контраст перемещался туда, где активность была особенно сильной. На фото видно, что наибольшая активность во время молитвы наблюдается именно в лобных долях мозга.

Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей Бог так же реален, как и физический мир.

Ученые заключил: «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

Изучение языков

Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники.
Согласно результатам исследования, опубликованным в издании NeuroImage – изучение языков способствует росту гиппокампа.

Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Спорт

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям.
Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигсбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой занимался с гирями.

Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений».

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетанием его духовного и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками.

В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.

Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствуют более продуктивной работе мозга.

Солнечные ванны

Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму.

Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D. Он ускоряет рост нервных тканей мозга.

Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

«Эффект Моцарта»

То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы.

Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы — на 11%. Это явление было названо «эффектом Моцарта».

Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

Сон не только дарит покой нашему телу, он также позволяет «перезагрузиться» мозгу, по-новому взглянуть на стоящие перед ним задачи. Ученые из Гарвардского университета доказали, что после сна люди решают стоящие перед ними задачи на 33% эффективнее, легче находят связи между объектами или явлениями. Ну и наконец, ученые подтвердили мнение о пользе дневного сна. Конечно, очевиднее всего она для детей: те малыши, которые спят между выполнением различных упражнений, делают их лучше и быстрее чем те, которые были лишены отдыха. Но и для взрослых дневной сон остается полезным и актуальным.

Читайте также:  Группы крови почему они разные и как влияют на нашу диету и болезни - BBC News Україна

Про лобные доли

Завышенная самооценка часто связана с низкой активностью лобных долей коры головного мозга, отвечающих также и за интеллект, выяснили психофизиологи из университета Техаса.

Открытие, о котором сообщается в февральском номере журнала NeuroImage, сделано благодаря магнитно-резонансной томографии. В ходе эксперимента, в котором приняли участие 20 добровольцев, ученые наблюдали за активностью мозга испытуемых в момент, когда те отвечали на вопросы, затрагивающие оценку их моральных качеств — например, чувства такта, дружелюбия и зрелости. Наряду с этими вопросами им предлагалось оценить и негативные черты характера: жадность, ненадежность и узость мышления.

Как выяснилось, у тех, кто оценивал себя лучше всех остальных, активность орбитофронтальной коры в ходе эксперимента была минимальна. Причем разница между уровнем активности оказалась драматичной — те, чье чувство собственной важности прямо-таки зашкаливало, показали вчетверо меньший результат, чем те, кто давал себе более скромную оценку. Орбитофронтальная кора, за которой следили ученые, является областью головного мозга, связанной с принятием решений, самоконтролем, планированием и постановкой задач: то есть если не полностью с интеллектом, то как минимум с тем, что обычно в понятие «интеллект» вкладывают.

Как говорится, дурак, который понимает, что он дурак — уже наполовину гений.

Лобные доли растут до 25 лет, именно неразвитостью оных объясняется тупизна подростков.
Но у большинства они так и не вырастают — им пожизненно 15 лет.

cтраницы: 1 | 2 всего: 129, Goblin : 3

Goblin

Завышенная самооценка говорит о слабой работе мозга .

Разная активность мозга при самооценке — о чем она говорит?

Завышенная самооценка часто связана с низкой активностью лобных долей коры головного мозга, отвечающих также и за интеллект, выяснили психофизиологи из университета Техаса.

Открытие, о котором сообщается в февральском номере журнала NeuroImage, сделано благодаря магнитно-резонансной томографии. В ходе эксперимента, в котором приняли участие 20 добровольцев, ученые наблюдали за активностью мозга испытуемых в момент, когда те отвечали на вопросы, затрагивающие оценку их моральных качеств — например, чувства такта, дружелюбия и зрелости. Наряду с этими вопросами им предлагалось оценить и негативные черты характера: жадность, ненадежность и узость мышления.

Плохие новости
Как выяснилось, у тех, кто оценивал себя лучше всех остальных, активность орбитофронтальной коры в ходе эксперимента была минимальна. Причем разница между уровнем активности оказалась драматичной — те, чье чувство собственной важности прямо-таки зашкаливало, показали вчетверо меньший результат, чем те, кто давал себе более скромную оценку.

Орбитофронтальная кора, за которой следили ученые, является областью головного мозга, связанной с принятием решений, самоконтролем, планированием и постановкой задач: то есть если не полностью с интеллектом, то как минимум с тем, что обычно в понятие «интеллект» вкладывают.

За формирование памяти ответственна другая область, гиппокамп, за речь и ее понимание отвечают зоны в височной коре, но именно лобные доли ассоциируются с интеллектом даже среди относительно далеких от медицины и биологии людей.

Значит ли это все то, что обладатели высокого самомнения глупее всех остальных?

«Розовые очки» для скорости
Известно, что при тяжелых поражениях орбитофронтальной коры человек испытывает серьезные проблемы с самоконтролем, и это приводит к социальным проблемам. Но, как отмечает Дженифер Бир, проводившая эксперимент вместе с аспирантом Брентом Хаджесом, они изучали здоровых людей: у добровольцев, принявших участие в эксперименте, не было травм, инсультов или нейродегенеративных болезней (при болезни Альцгеймера портится в том числе и характер больного).

Речь в исследовании шла о том, сколько мыслительных усилий требует самооценка. По словам его авторов, здесь можно провести некоторую аналогию с работой зрения: зрительная кора может давать ложную картинку, но зато очень быстро, с минимальными затратами ресурсов — возможно, и в случае с восприятием своего социального образа происходит что-то подобное.

«Розовые очки», через которые обладатели завышенной самооценки смотрят на себя, могут быть не признаком глупости, а естественным стремлением нервной системы работать пусть не со 100% надежностью, но зато быстро.

Мозг выдает позитивный (хотя и не соответствующий действительности) образ и далее, если это результат по каким-то причинам признается удовлетворительным, он закрепляется, получаясь в дальнейшем «на автомате», без особых усилий. И другой проведенный учеными опыт эту гипотезу отчасти подтверждает.

Для второго опыта психологи набрали еще две группы добровольцев и попросили их точно так же оценить свои моральные качества. При этом одна группа вынуждена была отвечать быстро, а вторая имела время подумать. И, как выяснилось после опроса, те, от кого требовался быстрый ответ, тоже описали себя лучше, чем те, кто мог поразмыслить.

> Завышенная самооценка говорит о слабой работе мозга .

Ссылка на основную публикацию
Что можно и что нельзя делать при высокой температуре
Через сколько времени начинает действовать парацетамол в таблетках ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ У РЕБЕНКА 7...
Что делать, если подвернула ногу и больно наступать
Медицина и около Что можно и нельзя делать когда подвернул ногу Действия после повреждения Если в первые минуты после травмы...
Что делать, если после месячных пошли кровянистые выделения почему идут и о чём говорят, к кому обра
ЛИЧНО ВАМ: ГИНЕКОЛОГ О КОНТРАЦЕПТИВАХ Бывает в жизни так, что женщине приходится принимать таблетки, называемые оральными контрацептивами. Что же это...
Что можно кушать при воспалении поджелудочной железы правила питания
Что есть при панкреатите: полезные и запрещенные продукты Воспаление поджелудочной железы, называемое панкреатитом, предполагает соблюдение определенной диеты. Правильные продукты питания...
Adblock detector