Что такое классификация МКБ 10 и как идентифицировать аутизм

Классификация аутизма по мкб 10

Актуальность проблемы РАС обусловлена ростом распространенности аутистических расстройств в детской популяции во всем мире. В материалах 1 московской международной конференции по аутизму за 2013 год содержатся сведения, что распространенность РАС за непродолжительное время увеличилось в 20 раз: от 1:2500 в середине 1980-х годов до 9:1000 в настоящее время. Соотношение встречаемости у мальчиков и девочек находится в пределах 2,6:1 до 4:1. Рост заболеваемости аутизмом похож на тенденцию эпидемии. Это требует дальнейшего исследования проблемы РАС специалистами разных направлений, чтобы обеспечить детям с нарушениями психического развития качественную лечебно-диагностическую помощь, эффективные реабилитационные и профилактические программы. Патогенез аутистических расстройств неизвестен, но ученые однозначно сходятся на том, что провоцируются они комплексом факторов (биологических, социальных, психологических и даже экологических)

В настоящее время становится все более понятным, что РАС не являются проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегрированных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации (МКБ-10.).

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к расстройствам аутистического спектра относятся:

• F84.0 Детский аутизм;

• F84.1 Атипичный аутизм;

• F84.2 Синдром Ретта;

• F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста;

• F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

• F84.5 Синдром Аспергера;

• F84.8 Другие общие расстройства развития;

• F84.9 Общее расстройство развития неуточненное.

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. С этого времени в медицинской коррекции предпринимались попытки лечения аутизма традиционными для того времени лекарственными средствами. С их помощью удавалось в какой-то степени смягчить нежелательные проявления аутизма, но проявлялись побочные явления, снижался потенциал обучения. Неудовлетворенность психиатров результатами лекарственной терапии, негативное отношение к медикаментозному лечению со стороны родителей и большинства психологов, педагогов привели к возникновению новых форм психолого-педагогической коррекции. До начала 60-х годов ХХ века ведущим был психоаналитический подход, эффективность которого, как показала практика, оказалась в большинстве случаев незначительной. Как полагают аналитики, этому было несколько причин. Прежде всего, выяснилось, что понимание аутизма как психогенного расстройства не соответствует данным научных исследований, его клинико-психологическая структура оказалась многоуровневой и первазивной, то есть значительно более сложной, и только лишь психотерапевтический метод коррекции оказался недостаточным (Никольская О.С., Баенская Е.Р.).

В ответ на неудачу психоанализа в области коррекции аутизма появилось большое число новых психолого-педагогических методических подходов. Лучшими в мире стали прикладной поведенческий анализ (Applied Behavioral Analysis – ABA) и программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и соответствующими нарушениями развития» (ТЕАССН – treatment and education of autistic children and children with relative communicative handicap), сформулированная специалистами университета Северной Каролины США Е. Shopler, G. Mesibov. Оба эти подхода относят к поведенческой терапии, однако они существенно различаются в постановке целей и задач коррекции, ролевыми характеристиками педагога (психолога) и ученика, многими методическими аспектами и организационной структурой.

В АВА ставится задача максимально возможной социальной адаптации (семья; образовательные учреждения: школа, колледж; производство; общественные места: транспорт, магазины, банки, учреждения культуры и т.д.; при необходимости – учреждения соцзащиты и т.д.), что должно достигаться через овладение возможно большим числом навыков (опрятности, самообслуживания, общения, речи, учебных, профессиональных и т.д.) на основе интенсивного применения (до 35-40 часов в неделю) методов оперантного обусловливания. В коррекционной работе внутренние особенности психики детей с аутизмом в некоторой степени учитываются, однако основная, решающая роль в формировании социально приемлемого поведения отводится внешним факторам – организованным в мотивирующую систему различным видам стимулов (запускающих, помогающих вызвать требуемую реакцию, подкрепляющих).

Читайте также:  Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы – как возникает и методы лечения в клинике

Недостатки АВА – механистический, «роботообразный» характер навыков у многих воспитанников, трудность «переноса» навыков. У части родителей и специалистов не встречает понимания директивный характер метода.

Широкое распространение АВА ограничено также его высокой стоимостью (в 3-4 раза больше, чем обучение ребенка с нормативным психическим развитием).

ТЕАССН – программа предлагает методы организации среды и форм коммуникации, облегчающие аутичному человеку социально – бытовую адаптацию.

Хотя результаты коррекции в рамках ТЕАССН, как правило, несколько скромнее, чем в АВА, но в условиях школ других видов создавать классы, отделения, группы и т.п. на основе ТЕАССН значительно проще, реализация этого подхода значительно дешевле.

На Западе практикуется также инклюзивное образование. То есть там дети с РАС учатся вместе с обычными детьми.

Исторически в России расстройствами аутистического спектра занимаются врачи психиатры. В последнее время в оказание помощи детям с аутистическими расстройствами активно включились психологи, педагоги, логопеды. Специалисты Института коррекционной педагогики Российской академии образования Никольская О.С., Баенская Е.Р. подтверждают, что методы поведенческой терапии (АВА, ТЕАССН) несомненно являются эффективными в организации социально приемлемого поведения, на них можно опереться при выработке социально – бытовых, коммуникативных и профессиональных умений, но в тоже время предлагают отказаться от сосредоточения специалистов только на этих методах. Если аутичного ребенка или подростка делать независимым от нас лишь с помощью внешних средств, то рискуем закрепить его одиночество (создать социально приемлемые формы поведения, лишенные внутреннего смысла), он может стать более удобным, но вряд ли такая «независимость» может расцениваться как улучшение качества жизни.

Система психологической помощи детям и подросткам с РАС в нашей стране базируется на классических положениях отечественной психологии: идеях Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, о единстве интеллектуального и аффективного в организации психической жизни, о зоне ближайшего развития ребенка. Важным для коррекционно-развивающей работы является понятие асинхронии психического развития при детском аутизме, разработанное В.В. Лебединским. Используются идеи представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения как об основе стратегии и тактики коррекционной работы, разработанные О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. Безусловно, крайне важным признается оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС (психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, составление индивидуальной программы воспитания и обучения), так как правильно организованная работа с семьями, воспитывающими детей с РАС, положительно влияет на гармонизацию межличностных отношений между ребенком и членами семьи, а также на формирование навыков адекватного общения ребенка с социумом. В отличие от зарубежных методов отечественная коррекционная работа ведущее значение отводит комплексности помощи – постоянному взаимодействию психологов, педагогов, врачей-психиатров, социальных служб и общественных организаций.

Специалисты детского диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское» г. Иваново повседневно встречаются с расстройствами аутистического спектра. Психологическая помощь им осуществляется в рамках многопрофильной бригады (психиатр, психолог, логопед, социальный работник, проводится ЭЭГ, ЭХО-ЭГ).

На конец 2014 года в диспансерном отделении ОБУЗ ОКПБ «Богородское» наблюдается 80 детей с диагнозом «Общие расстройства развития» (шифр F 84 по МКБ 10). Из них 50 человек (62,5%) наблюдаются в группе динамического диспансерного наблюдения, 30 человек (37,5%) – в группе консультативно-лечебной помощи.

Наиболее часто из данной группы расстройств встречается атипичный аутизм с умственной отсталостью (F 84.11) и без нее, а также детский аутизм (F 84.0). Максимальное число пациентов в возрастной группе от 4 до 7 лет (таблица 1).

Читайте также:  Спайки после лапароскопии причины, осложнения, лечения

Из таблицы 2 видно, что в консультативной группе наблюдаются в основном дети дошкольного возраста, диагноз у которых возможно еще будет уточняться.

Нозологическая инфраструктура пациентов с диагнозом «общие расстройства развития» (шифр F84 по МКБ-Х)

Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10

Расстройства аутического спектра (РАС) — собирательный термин для расстройств, родственных аутизму. Клиницисты используют два справочника, в которых описаны РАС/PDD (сокращение от англ. «pervasive developmental disorders» — первазивные расстройства развития) и их подтипы. Эти два справочника:

  • Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 4-е издание (DSM-IV), опубликованное Американской психиатрической ассоциацией;
  • Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), опубликованная Всемирной организацией здравоохранения.

В следующей ниже таблице показана связь между клиническими терминами и их источниками.

Первазивные расстройства развития (Pervasive Developmental Disorders)
DSM-IV МКБ-10
299.00 Аутическое расстройство (Autistic Disorder) F84.0 Детский аутизм (Childhood Autism)
299.80 Расстройство Ретта (Rett’s Disorder) F84.2 Синдром Ретта (Rett’s Syndrome)
299.10 Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder) F84.3 Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder)
299.80 Расстройство Аспергера (Asperger’s Disorder) F84.5 Синдром Аспергера (Asperger’s Syndrome)
299.80 Первазивное расстройство развития неуточнённое (Pervasive Developmental Disorder – not otherwise specified (PDD-NOS))
(включая атипичный аутизм (Atypical Autism))
F84.1 Атипичный аутизм (Atypical Autism)
F84.8 Другие первазивные расстройства развития (Other pervasive developmental disorders)
F84.9 Первазивные расстройства развития неспецифицированные (Pervasive developmental disorders, unspecified)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements)

PDD-NOS из DSM-IV включает F84.1, F84.8 и F84.9 из МКБ-10.

Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра.

«Высокофункциональный аутизм» (ВФА) возникает в значении аутическое расстройство (F84.0) с IQ>70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Американская психиатрическая ассоциация планирует значительные изменения в отношении «аутизма» и PDD при публикации 5-го издания Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V)… ожидаемой в 2013 году (или когда бы то ни было).

Autism.com.ua

Профессионально об аутизме

  • Главная
  • Диагностика
  • Терапия
    • Психотерапия
    • Фармакотерапия
    • Специальная педагогика
    • Альтернативные методы
      • Биомедицина
      • Дельфинотерапия
      • Иппотерапия
      • Канистотерапия
      • Арттерапия
      • Сказкотерапия
      • Йога
  • Новости
  • Библиотека
  • Организации
    • Центры коррекции
    • Дельфинарии
    • Лаборатории
    • Специалисты
    • Школы
    • Сады
    • Клиники
    • Обучающие программы
  • Сотрудничество
  • Магазин
  • Клубная зона
  • Реклама

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Главное меню

  • Главная
  • Диагностика
  • Терапия
  • Новости
  • Библиотека
  • Организации
  • Сотрудничество
  • Магазин
  • Клубная зона
  • Реклама

Коллеги

Авторизация

МКБ — 10

F84 Общие расстройства развития

Общие диагностические указания:

  1. Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;
  2. Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже — в первые пять лет жизни;
  3. Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;
  4. В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :
    1. детские спазмы;
    2. врождённая краснуха;
    3. туберозный склероз;
    4. церебральный липидоз;
    5. фрагильность Х-хромосомы.
  5. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
  6. При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
F84.0 Детский аутизм

Диагностические критерии

  1. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:
    1. отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
    2. отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
    3. отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
    4. нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
    5. нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
  2. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
    1. тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
    2. в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
    3. моторными стереотипиями;
    4. особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
  3. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
    D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.
  4. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
  5. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
  6. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
  7. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
  8. Четвёртый знак указывает на причину расстройства:
    F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;
    F84.02 … вследствие других причин.
    Включаются:
    • аутистическое расстройство;
    • инфантильный аутизм;
    • инфантильный психоз;
    • синдром Каннера.

    Исключается:

    • аутистическая психопатия (F84.5).
F84.1 Атипичный аутизм

Диагностические критерии:

  1. Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А — С, а именно:
    1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
    2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
    3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
  2. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх — F79.хх);
    F84.11 — …с умственной отсталостью
    F84.12 — …без умственной отсталости
    Включаются:
    • умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
    • атипичный детский психоз.
F84.2 Синдром Ретта

Диагностические критерии

  1. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
  2. Раннее развитие нормально или внешне нормально.
  3. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
  4. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
  5. Замедление роста головы.
  6. Наиболее характерно:
    1. потеря спонтанных движений рук.
    2. стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной;
    3. неполное пережёвывание пищи;
    4. одышка.
  7. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко — эпилептических припадков.
  8. Исход заболевания — тяжёлая психическая инвалидность.
F84.5 Синдром Аспергера

Диагностические критерии

  1. Сочетание признаков:
    1. расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма);
    2. двигательные дисфункции (как в F82. — )
    3. сохранные интеллект и речь,
    4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).

    Включаются:

    • аутистическая психопатия,
    • шизоидное расстройство детского возраста.

    Исключаются:

    • шизотипическое расстройство (F21),
    • простая шизофрения (F20.6),
    • нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
    • ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
    • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.

Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 «О принятии МКБ-10 с 01.01.1999».

Ссылка на основную публикацию
Что такое virgo в гинекологии; Сайт о здоровье
УЗИ органов малого таза (гинекология) Исследование женского организма не может обойтись без ультразвуковой диагностики органов малого таза. УЗ исследование позволяет...
Что можно и что нельзя делать при высокой температуре
Через сколько времени начинает действовать парацетамол в таблетках ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ У РЕБЕНКА 7...
Что можно кушать при воспалении поджелудочной железы правила питания
Что есть при панкреатите: полезные и запрещенные продукты Воспаление поджелудочной железы, называемое панкреатитом, предполагает соблюдение определенной диеты. Правильные продукты питания...
Что такое алиментарный путь заражения инфекцией, другие пути передачи
Для каких заболеваний характерен алиментарный путь передачи инфекций Задолго до появления человека, возникли первые живые организмы, которые в процессе эволюции...
Adblock detector