Иллюзии мозга. Когнитивные искажения из-за переизбытка информации 1055
Список в Википедии насчитывает 175 когнитивных искажений. Конечно, это далеко не полный перечень тех способов, какими наш мозг обманывает сам себя. Такой обман совсем несложен, ведь значительная часть психических процессов у человека происходит без отображения в сознании. Таким образом, становится возможным обращаться напрямую к этим основным процессам, не задевая сознательную часть.
Визуализация когнитивных искажений John Manoogian III, в переводе от obraz.io .В работе с широкими массами профессионалы используют способы обхода механизма цензуры, который в мозге фильтрует информацию, поступающего из внешнего мира. Например, если усилить информацию эмоционально, то вербальное или невербальное послание легче пройдёт встроенные фильтры сознания и надолго сохранится в памяти потребителя информации.
Большой список когнитивных искажений в Википедии классифицирован довольно расплывчато. Там представлены четыре тематические группы:
- Искажения, связанные с поведением и принятием решений.
- Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами.
- Социально обусловленные искажения.
- Искажения, связанные с ошибками памяти.
Есть другой способ классификации искажений, если более конкретно ориентироваться на причину сбоя в мышлении, который обуславливает некорректное восприятие реальности. Если классифицировать их таким образом (по причине), то искажения тоже можно разделить на четыре группы, но теперь они становятся более логичными и понятными.
Четыре проблемы, из-за которых возникают когнитивные искажения:
- Слишком много информации.
- Недостаточно смысла (многозначность).
- Необходимость действовать быстро.
- Фильтрация информации для запоминания: мозг всегда предпочитает запомнить более простую и чёткую концепцию, а не сложную и двусмысленную. Даже если вторая концепция корректнее и объективнее.
Пожалуй, особенный интерес вызывает первая группа искажений, связанных с переизбытком информации. Тем более, что остальные группы концептуально связаны с ней. Создаётся впечатление, что мгновенная фильтрация, цензура и отбор информации для запоминания — основная проблема, с которой мы сталкиваемся в современную эпоху, когда количество информации слишком велико. Из-за этого возникает, наверное, бóльшая часть когнитивных искажений и некорректного восприятия окружающей реальности.
Первую группу можно поделить на пять подгрупп.
1. Мы замечаем вещи, которые уже укрепились в памяти или часто повторяются. Это многочисленная группа искажений, которую часто эксплуатируют на телевидении. Многократное повторение одного и того же практически гарантирует, что человек упустит из внимания деталь, которая упоминается мимоходом лишь однажды. Кроме того, многократное повторение лжи увеличивает вероятность, что в неё поверят.
Примеры:
- Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти.
- Систематическая ошибка внимания — зависимость человеческого восприятия от повторяющихся мыслей. Если постоянно думать на одну тему, то чаще обращаешь внимание на новости на эту тему.
- Эффект иллюзии правды — тенденция верить, что информация правдива, если мы слышали её много раз.
- Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
- Забывание без контекста — затруднение вспомнить информацию в отсутствие контекста (связанных воспоминаний). И наоборот, встреча с подсказкой сразу тянет за собой всю цепочку воспоминаний. Например, если вы были в отпуске и встретили там редкий автомобиль, то встреча с таким автомобилем спустя много лет вытянет из памяти цепочку «забытых» воспоминаний об отпуске. Эффект работает также на эмоциональном уровне: некоторую информацию легче вытянуть из памяти, если вызвать «якорные» эмоции, которые контекстуально связаны с этой информацией.
- Иллюзия частоты, также известная как феномен Баадера-Майнхофа, — сразу после того, как человек приобрел узнал о какой-то новой вещи или идее, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.
- Разрыв эмпатии — феномен, когда человек недооценивает влияние висцеральных факторов на своё поведение. Эти факторы включают голод, жажду, сексуальное влечение, тягу к наркотику (алкоголю), физическую боль и сильные эмоции. Со стороны кажется, что человек действует импульсивно, нерационально, вышел из-под контроля. Сам человек может находить «рациональное» объяснение своим поступкам, игнорируя истинную подсознательную их причину.
- Недооценка бездействия — склонность людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием с аналогичным результатом. Примером такого феномена является антивакцинаторство, когда родители предпочитают риск получить осложнения от болезни риску получить осложнения прививки, хотя риск заболеть гораздо выше риска осложнения от прививки.
- Ошибка базового процента — человек игнорирует общую частоту события и фокусируется на специфической информации. Пример: алкотестеры показывают ошибочное опьянение в 5% случаев, но ложно-отрицательных срабатываний не бывает. Полицейский останавливает водителя и проверяет его алкотестером. Прибор показывает, что водитель пьян. Вопрос: какова примерно вероятность, что водитель действительно пьян?
2. Люди склонны замечать и запоминать скорее особенные, причудливые и смешные образы, чем непричудливые или несмешные. Другими словами, мозг преувеличивает важность необычной или удивительной информации. С другой стороны, мы склонны пропускать мимо сознания информацию, которая кажется заурядной или ожидаемой.
Примеры:
- Эффект Ресторфф (эффект изоляции) — в ряду похожих объектов легче запоминается тот, который выделяется среди других. Например, число легче запоминается в ряду букв (вцу5кеквр), а не в ряду других чисел (35856896).
- Эффект превосходства картинки — картинки легче запоминаются, чем слова. Эффект подтверждён многочисленными научными экспериментами.
- Эффект самореференции — склонность людей кодировать в памяти информацию в памяти различным образом в зависимости от того, насколько она затрагивает человека лично. Эффект самореференции исследован в научной работе «Self-reference and the encoding of personal information« (Journal of Personality and Social Psychology, Vol 35(9), Sep 1977, 677-688). Специалисты по когнитивной нейробиологии определили конкретные области в префронтальной коре головного мозга, срединных структурах и теменной доле, которые задействуются, если человек считает, что информация затрагивает его лично. Эффект самореференции имеет многочисленные проявления. Например, человек гораздо лучше запоминает информацию, если она касается его лично. В рекламе человек лучше воспринимает информацию, если её рекламируют люди, похожие на него. Человек лучше запоминает дни рождения, которые близки по времени к его собственному дню рождения. Стройные женщины лучше полных женщин воспринимают образы других стройных женщин и моделей (см. научную работу «Self-referencing and consumer evaluations of larger-sized female models: A weight locus of control perspective». Marketing Letters. 18 (3): 197–209. doi:10.1007/s11002-007-9014-1).
- Уклон к негативу — вещи негативной природы даже при условии равной силы воспринимаются человеком сильнее, чем вещи положительной природы. Это относится к мыслям, эмоциям, социальным взаимоотношениям, болезненным/травмирующим событиям и т.д. Поэтому аудитория телевизионных новостей обращает больше внимания на негативные новости, а не на положительные события. Негатив воспринимается ярче, более чётко и хорошо запоминается. Эффект проявляется и в восприятии других людей: одна «негативная» характеристика человека способна перечеркнуть в восприятии множество его положительных черт. Таким образом, человек вообще без положительных черт (например, только что появившийся безликий политик) имеет преимущество перед конкурентами, у которых много положительных черт и одна отрицательная (то есть практически перед любым другим политиком). В принятии решений и управлении это когнитивное искажение очень сильно влияет на поведение человека. Бизнесмены склонны минимизировать прибыль, лишь бы гарантировать отсутствие убытков. Любой краткосрочный убыток воспринимается крайне эмоционально, даже если он объективно не влияет на общую месячную/годовую прибыль. Например, на фондовом рынке люди готовы значительно увеличить риски и продолжить инвестиции в падающую бумагу, чтобы усреднить позицию и выйти из убытка, хотя рациональным поведением было бы просто зафиксировать убыток и выйти из бумаги. Это нерациональное желание «отыграться». Любопытно, что некоторые научные исследования показывают, что данное когнитивное искажение исчезает с возрастом. Более того, у людей в зрелом возрасте иногда наблюдается даже противоположное когнитивное искажение — уклон к позитиву. То есть отрицательную информацию пожилые люди воспринимают как само собой разумеющееся и не реагируют на неё, а вот положительную информацию воспринимают сильнее (см. «The negativity bias is eliminated in older adults: Age-related reduction in event-related brain potentials associated with evaluative categorization». Psychology and Aging. 21 (4): 815–820. doi:10.1037/0882-7974.21.4.815).
3. Люди склонны замечать изменения. При этом мозг некорректно оценивает ценность новой информации в контексте направления изменения (положительное/отрицательное), а не объективно переоценивая новую информацию независимо от предыдущей.
Примеры:
- Эффект привязки — когнитивное искажение оценки числовых значений со смещением в сторону начального приближения. Эффект используют торговые сети, указывая цену нескольких штук изделия даже в отсутвие скидки за количество. Или интернет-сайты, которые предлагают пожертвовать произвольную сумму, но при этом приводят пример более крупного пожертвования. Как показали исследования, «привязав» людей к примеру крупного пожертвования, средняя сумма произвольных пожертвований оказывается выше, чем без привязки.
- Денежная иллюзия — склонность людей воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную стоимость. Когнитивное искажение выражается в том, что люди не в полной мере осознают, как меняется реальная стоимость денег каждый день. Из-за этого они неадекватно воспринимают действительность, в том числе изменение номинальных цен на товары, инфляцию. Например, многие не понимают, что при изменении курса доллара к рублю их зарплата реально снизилась де-факто при сохранении её номинального значения в рублях. Власти могут поощрять это когнитивное искажение у граждан заявлениями вроде «Не нужно следить за курсом доллара» и т.д.
- Эффект фрейминга — феномен разной реакции на одинаковый выбор, в зависимости от того, как он преподносится: как положительный или отрицательный выбор. Стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон. Выбор одинаковый, но воспринимается по-разному. Например, штрафы за опоздания действуют на людей эффективнее, чем премия за своевременные действия (очевидно, здесь действует также когнитивное искажение «уклон к негативу»). Исследование в судебной системе показало, что подсудимые чаще дают признательные показания, если те преподносятся как первый шаг к последующему освобождению после отсидки, а не как последний шаг в вольной жизни перед началом тюремного заключения.
- Закон Вебера-Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Например, люстра, в которой восемь лампочек, ошибочно кажется настолько же ярче люстры из четырёх лампочек, насколько люстра из четырёх лампочек ярче люстры из двух лампочек.
- Консерватизм (в психологическом смысле) — когнитивное искажение новой информации, если она противоречит устоявшимся убеждениям человека.
Собственно, когнитивное искажение «консерватизм» (в психологии) можно выделить в целую отдельную категорию.
4. Людей притягивает информация, которая подтверждает их убеждения. Это действительно большая и важная категория. Она тоже связана со способом фильтровать новые данные. Если информации вокруг очень много, то человек выбирает в основном ту, которая подтверждает его мнение.
Примеры:
- Склонность к подтверждению своей точки зрения.
- Искажение в восприятии сделанного выбора — тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал. Задним числом находятся «рациональные» причины, почему человек сделал этот выбор.
- Селективное восприятие — склонность людей уделять внимание тем элементам окружения, которые согласуются с их ожиданиями, и игнорировать остальное.
- Эффект страуса — попытка игнорировать негативную информацию, связанную со сделанным выбором.
5. Люди склонны лучше замечать ошибки у других, чем у себя . Даже взять этот список когнитивных искажений. Кажется, что искажения восприятия скорее присутствуют у окружающих, а не у вас лично.
Примеры:
- Предубеждение слепого пятна — распознавание искажений восприятия у других людей, а не у себя. Хорошо исследовано в научных работах Эмили Пронин.
- Наивный цинизм — когнитивное искажение, форма психологического эгоизма, когда человек наивно ожидает более эгоистического поведения от других, чем есть на самом деле. Цепочка рассуждений наивного цинизма выглядит следующим образом: «У меня нет предубеждений — Если ты не согласен со мной, то у тебя предубеждения. — Твои намерения/действия отражают твои эгоистические предубеждения». Наивный цинизм противостоит противоположному когнитивному искажению — наивному реализму.
- Наивный реализм — склонность человека верить в то, что мы объективно видим окружающий мир таким, какой он есть. Несогласные с этим люди воспринимаются как неинформированные, нерациональные или во власти предубеждений. Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов.
Такая классификация когнитивных искажений, связанных с переизбытком информации кажется более логичной, чем в Википедии. По крайней мере, сразу видны основные причины искажений. Хотя эта классификация всё равно остаётся довольно условной, ведь многие искажения в сознании объясняются не одной, а сразу несколькими причинами.
Когнитивное выпрямление 2: изучаем иллюзии и искажения
Понятие восприятия
Определение 1
Восприятие – это отражение свойств предметов и явлений в процессе их воздействия на органы чувств.
Подобное отражение основано на прошлом опыте индивида, его ранее сформированных представлениях и знаниях. Процесс восприятия неразрывно связан с прочими психологическими процессами личности: мышлением, речью, эмоциями, волей. Благодаря мышлению человек осознает предмет восприятия. Речь позволяет назвать объект восприятия. Чувства отражают отношение к воспринимаемому явлению. Благодаря воле человек организует процесс восприятия.
Портретные иллюзии
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Иллюзии восприятия и их классификации
Восприятие в связи с вовлечением в него различных психологических процессов всегда субъективно и подвержено определенному искажению. Подобное искажение получило название иллюзии.
Иллюзия — это ложное или искаженное восприятие окружающего мира, заставляющее испытывать чувственные впечатления, которые не соответствуют реальности, и склоняет его к ложным суждениям о предмете восприятия.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Иллюзии восприятия 480 руб.
- Реферат Иллюзии восприятия 260 руб.
- Контрольная работа Иллюзии восприятия 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В психологии нет их единой классификации. Они свойственны для различных типов восприятия. Наиболее изучены иллюзии зрения.
ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ
Рис. 1. Синий диск выглядит как расположенный на переднем плане и как более тёмный, чем синее кольцо.
ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ (лат. illusio – шутка, пародия, обман), искажения восприятия, связанные с характером стимуляции, обработки и интерпретации сенсорной информации. Многие И. в. присущи всем людям, другие связаны с культурой или возрастом, с индивидуальным опытом, ожиданиями, установками и состоянием психики. Нередко И. в. не поддаются сознательному контролю и произвольной коррекции (рис. 1).
Рис. 2. Кажущееся движение.
И. в. могут быть обусловлены множеством факторов. Среди них: а) необычные или непривычные условия наблюдения. В частности, механизмы, в обычных условиях обеспечивающие адекватное восприятие глубины и удалённости в трёхмерном пространстве, могут создавать иллюзорные эффекты при восприятии плоских изображений. Множество И. в. создают механизмы, обеспечивающие константность восприятия (напр., на светлом фоне объекты кажутся темнее, чем на тёмном фоне); б) контекст, вводящий в заблуждение (во время выступления чревовещателя с куклой, открывающей и закрывающей рот, зрителям кажется, что кукла говорит); в) неопределённый контекст, не позволяющий однозначно интерпретировать параметры наблюдаемого объекта (в частности, т. н. автокинетический эффект: когда неподвижный источник слабого света рассматривается на неструктурированном, однородном фоне, кажется, что он хаотично перемещается, – напр., редкие неяркие звёзды в тёмную ночь); г) физич. параметры стимуляции (напр., ложка, частично погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная); д) особенности строения органов чувств и нейронных механизмов обработки сенсорной информации (напр., за счёт иррадиации возбуждения в сетчатке глаза светлые предметы на тёмном фоне кажутся крупнее, чем объективно равные с ними чёрные предметы на светлом фоне); е) влияние прошлых наблюдений (напр., т. н. иллюзия тяжести Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объёму предмета, то меньший воспринимается как более тяжёлый, т. к. из опыта известно о связи размера и веса предмета); ж) влияние непосредственно предшествующих ощущений (напр., т. н. контрастные иллюзии: после холодного раздражителя тёплый раздражитель кажется горячим, после ощущения кислого усиливается чувствительность к сладкому); з) привычки, устоявшиеся навыки (напр., «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, как земля, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной качке; аналогичный эффект можно ощутить, ступая на неработающий эскалатор); и) эмоции и мотивация (напр., испуганному человеку повсюду мерещится угроза); к) нарушения нормальной работы психики из-за усталости, болезни, в изменённых состояниях сознания.
Нередко причины И. в. остаются неизвестными или являются предметом науч. споров (напр., известная со времён античности «иллюзия Луны»: почему-то видимый размер Луны или Солнца намного больше, когда они находятся над горизонтом, чем тогда, когда они находятся высоко в небе). И. в. могут возникать во всех сенсорных модальностях (лучше всего изучены иллюзии оптические) и в процессе взаимодействия между разл. сенсорными модальностями, взаимодействия восприятия и др. когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), применения неверных стратегий умозаключения (эвристик) в процессе принятия решений (т. н. когнитивные иллюзии). В отд. группу часто выделяют И. в. кажущегося движения неподвижных объектов (рис. 2).
Изучение И. в. в эксперим. психологии, начало которому было положено в гештальтпсихологии М. Вертхаймером, исследовавшим стробоскопический эффект, а также Д. Н. Узнадзе и Ж. Пиаже, помогает понять механизмы восприятия (напр., демонстрирует важную роль контекста в формировании восприятия). В совр. исследованиях И. в. акцент нередко переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека, картины мира и культурных детерминант формирования иллюзий восприятия.
Зрительные И. в. широко используются в живописи (ярким примером могут служить мн. работы М. Эшера) и архитектуре, на них основаны кинематограф, стереокино, технологии создания виртуальной реальности (напр., в компьютерных играх на плоском мониторе создаётся иллюзия трёхмерного игрового мира).
Иллюзии зрения
Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор причины, которые вызывают иллюзии восприятия, недостаточно понятны. Все причины зрительных иллюзий делят на три группы:
- Создание особых условий наблюдения, например, одним глазом, через щель. При устранении причины иллюзия исчезает.
- Ложное суждение об объекте наблюдения. Осмысливание зрительного образа приводит к возникновению иллюзии зрения. Выполнение сравнительного измерения или устранение мешающих факторов способствует исчезновению иллюзии.
- Оптическое несовершенство глаза, свойства тех анализаторов, которые участвуют в зрительном процессе.
Следует отметить, что различные оптические фокусы не относятся к зрительным иллюзиям. В данном случае обман создается за счет различных технических устройств или особого состояния среды, расположенной между глазом и объектом наблюдения. К иллюзиям восприятия не относятся обманы зрения, которые возникают у человека в темноте, либо в результате патологии зрительного аппарата.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Переоценка вертикальных линий
В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством не подразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.
Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Классификация.
К визуальным галлюцинациям относятся: появление ореолов вокруг объектов, визуальное перемещение, образование штрихов света, длительные неясные остаточные изображения, вспышки яркого света, визуальный снег и еще целый список симптомов, при обнаружении которых следует обратиться к врачу.
Физиологические иллюзии обмана зрения связаны с работой органов чувств (иллюзии возникновения цвета, блеска или движения, которых нет в реальной действительности. К физиологическим иллюзиям так же относятся изображения, которые остаются на сетчатке глаза после того как мы смотрим на яркий свет (лампочка или свеча, например).
Иллюзия Германа
На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.
Слепое пятно. Кота нарисовал Альбер Дюбуа
Иллюзии зрения. Слепое пятно
Закройте правый глаз и посмотрите на нарисованного кота с расстояния 20-30 см. Переведите взгляд на нос кота и медленно двигайте рисунок (придется предварительно распечатать) вперед-назад до тех, пока муха не исчезнет. Исчезновение мухи объясняется объясняется слепым пятном на сетчатке глаза. Слепое пятно — это область не чувствительная к свету в месте где рецепторы идущие от нервных волокон собираются в зрительный нерв.
Бинокулярное соперничество
Посмотрите на представленную красно-зеленую сетку. Через некоторое время вы будете видеть вместо сетки только зеленые полосы, а затем — только красные. Этот феномен открыл Б. Бриз в 1899 году. Объясняется иллюзия обмана зрения, открытая Б. Бризом тем, что при наличие двух стимулов (в нашем случае это зеленый и красный цвета), один из них начинает доминировать, а другой подавляется.
Иллюзия кафе «wall»
Иллюзия кафе wall
На первый взгляд кажется, что красные линии между прямоугольниками наклонены и изогнуты, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзию обнаружил Р. Грегори в Бристоле в кафе Wall. Иллюзии обмана зрения кафе wall заключается в том, что параллельные линии, пересеченные множеством коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Соперничество сетчатки
Прикоснитесь кончиком носа к белому треугольнику, одновременно глядя на цветные круги. Два круга сольются в один. Будет казаться, что цвета перемешались, хотя на самом деле вы поочередно воспринимаете то один, то другой цвет. Такие иллюзии обмана зрения возникают вследствие соперничества клетчатки — поочередное восприятие каждым глазом различных раздражителей.
Для того, чтобы эксперимент был успешным, размер всего изображения должен быть примерно 10х10 см.
Иллюзии зрения или оптические иллюзии: движение, вращение, мерцание, сияние
На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.
Иллюзии ошибки восприятия
Зигмунд Фрейд так писал об иллюзии: “Характерной чертой иллюзий является ее происхождение из желания человека”. То есть иллюзия, рожденная сознанием человека, даже являясь совершенно бредовой, вполне может и не расходиться с реальностью. Например: девушка, мечтающая о принце на белом коне, питающая иллюзию, действительно имеет шанс его найти и даже выйти за него замуж. То есть у нее есть шанс реализовать свою иллюзию. Но есть шанс его и не встретить. Иллюзии часто путают с заблуждением. Иллюзия создается желанием человека, а в заблуждении желание отсутствует.
Наука дает такое определение: иллюзия – это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Существует множество разновидностей иллюзий:
Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная). [3]
Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы). [4]
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения.
Зрительные иллюзии (обман зрения) :
1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.
2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.
3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.
4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.
5. Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.
6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Иллюзий, связанных с человеческими чувствами, известно очень много, даже перечислить их в одной статье было бы трудно. Не все они могут считаться иллюзиями в полном смысле слова, то есть каким-то случайным или подстроенным обманом – иногда это просто особые свойства наших органов чувств, о которых мы не знаем или забываем. Такие иллюзии порой играют значительную роль и в научных исследованиях. Примером тому служит оптический эффект, с которым, так или иначе, сталкивался каждый, – параллакс. [3; 4]
Параллаксом называют кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Это смещение возникает при движении его глаз. Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта. [6] Немалое значение имеет другой, более простой случай параллакса – изменение показаний прибора в зависимости от положения глаза; при движении глаза влево стрелка на фоне шкалы сдвигается вправо, и наоборот. Если у вас дома не найдется никакого стрелочного прибора, эксперимент можно поставить с весами в магазине. Когда вашу покупку положат на них, сделайте шаг влево. Показания весов уменьшатся на одно-два деления. Сделайте пару шагов вправо, и показания увеличатся. Вес покупки, оказывается, зависит от вашего положения перед прилавком.
Почему и откуда возникают иллюзии? Иллюзия – следствие фантазии. Ведь человек не может судить о мире объективно. Он выстраивает представление о мире так, как ему удобно. Выражение “предаваться иллюзиям” обозначает сознательно идти на самообман, чтобы получить удовольствие. А выражение “разрушение иллюзий” подразумевает разочарование и негативные эмоции.
Своеобразной иллюзией можно считать искусство.
К. Ланге – датский психолог, медик и философ – говорил, что человек испытывал потребность “предаваться эстетике иллюзии”, то есть доставлять другим и себе удовольствие, которое основано на иллюзии. Кроме того, любая другая цель для него – исключена.
Фрейд называл иллюзией и религию, сравнивая ее и противопоставляя ее науке.
Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии. Общеизвестный пример – «выворачивающийся куб», который кажется обращенным к нам разными гранями в зависимости от того, на какой из его вершин сосредоточен взгляд. Другую иллюзию того же типа можно наблюдать с помощью картонного пропеллера, вращающегося на небольшом гвоздике. [5] Такую вертушку нужно рассматривать в сумеречной комнате на фоне светлого окна, чтобы видеть только ее контур и не иметь возможности определить, какая из лопастей пропеллера находится ближе, а какая дальше. Иногда кажется, что пропеллер вращается в одну сторону, а иногда – в другую. Сосредоточившись, можно небольшим усилием воображения «переключать» направление вращения вертушки по своему желанию.
Да, что там направление вращения вертушки! Способность человека, видеть то, что он ожидает увидеть, значительно шире, и это доказывают многие курьезные примеры.
Рис. 1. Иллюзии восприятия.
Особое внимание следует уделить иллюзиям в сфере железнодорожного транспорта.
В профессиональной деятельности специалистов в области железнодорожного транспорта, также как и в любой другой профессии встречаются иллюзии, обман зрения, но здесь они приобретают особую значимость.
Как отмечалось выше, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет работника в сфере железнодорожного транспорта, испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте и принятию неверного решения или действия. [1]
У разных людей иллюзии возникают с различной частотой. Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у работников железнодорожного транспорта являются отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха.
Немаловажным является знание работниками железнодорожного транспорта характера и причин дорожных иллюзий, выработка прочных навыков управления железнодорожным транспортом.
Обратимся к иллюзии железнодорожных путей. Рассмотрим рисунок 2.
Рис. 2. Иллюзия ж/д путей.
Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.
При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение.
Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у водителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении. Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный участок как дорогу, идущую на подъем.
Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику. Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опорами, сводами и пролетными строениями. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины и высоты проезда под ним.
Например, при одинаковой высоте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется более низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины. Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению с путепроводом, имеющим меньшую высоту.
Представление ширины проезда под путепроводом зависит также от цвета окраски пролетного строения. Темные цвета производят придавливающее впечатление, поэтому высокие пролетные конструкции окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ окраски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким путепроводом.
Большинство зрительных иллюзий в сфере железнодорожного транспорта объясняются большой ролью пространственных признаков в константности восприятия.
Существуют зрительные иллюзии, которые основаны на признаках глубины и удаленности и на неверном использовании константности восприятия размера: иллюзии Луны, иллюзии Мюллера-Лайера, Понцо и Поггендорфа.
В железнодорожном пространстве часто встречаются горизонтально-вертикальная иллюзия и иллюзия контраста. Причиной иллюзий контраста являются эффект, возникающие вследствие того, что фоновые стимулы оказывают такое влияние на стимулы, которые включены в них, что восприятие последних искажается; это иллюзии Эббингауза, Ястрова, Вундта, Геринга, Фрейзера и Мюнстерберга, а также иллюзия контраста наклона. [2]
Рис. 3. Иллюзии железнодорожных путей.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения. Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся, обычно, кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.
В профессиональной деятельности работников в сфере железнодорожного транспорта важным является знание основных принципов, регулирующих восприятие движения.
В восприятии движения большое значение имеет осмысление человеком ситуации объективной действительности на основе всего прошлого опыта.
Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, у машинистов нередко возникает сонливость при движении на прямых участках пути большой протяженности. Чтобы это исключить, рекомендуется при строительстве железнодорожных путей через каждые 3 км предусматривать кривые участки пути.
Описание ошибок наших органов чувств можно было бы продолжить, их причины бывают не только психофизиологическими, но и чисто физическими, и это, помимо практических соображений, также привлекает к ним внимание физика. Во всяком случае, такие ошибки представляют собой настолько обширный и интересный предмет исследований, что человек, познакомившийся с ними поближе, не пожалеет о затраченных усилиях, даже если ему потом не придется столкнуться с иллюзиями и использовать полученные знаний в конкретной работе.
Жизнь – сплошь и рядом состоит из иллюзий. Нужно учиться использовать свои и чужие иллюзии. Человеку свойственно иногда заблуждаться, но всего хорошо в меру. Это же относится и к иллюзиям.