Коррекция дислексии у младших школьников — упражнения и игры

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

____ _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.
Читайте также:  Димедон — Википедия (с комментариями)

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Портал образования

Автор: Алексюк Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекция дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Дата публикации: 27.09.2017
Раздел: начальное образование

Алексюк Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, г. Иркутск.

Данная подборка будет полезна родителям, учителям начальных

классов, воспитателям детских садов, логопедам для практических занятий с

детьми, страдающими дислексией.

Данная тема очень актуальна в современное время.

Коррекция дислексии и дисграфии у детей младшего

школьного возраста.

Дислексия – проблема планетарного масштаба. Ею страдают 300

миллионов человек в мире. 5% из них не могут ни адаптироваться в социуме,

ни получить профессию. При этом к единому мнению о том, что считать

дислексией, специалисты пришли только в 2010 году – на первом всемирном

форуме ЮНЕСКО по проблемам дислексии, который проходил в Париже.

Читайте также:  Болит висок с левой стороны - причины и что делать

нарушениях чтения, письма и орфографии.

письменной речью). Страдающие ими дети имеют сохранные зрение и слух,

нормальный интеллект, но при этом они не могут научиться читать и писать.

Выявляются подобные расстройства, как только ребенок начинает читать и

писать, – по целому ряду специфических ошибок.

Учитель и родитель может выявить дислексию у своего ребенка по

Неуклюжесть и проблемы в координации, нарушение мелкой моторики.

Трудности в принятии информации и в её обработке.

Различные проблемы в усвоении слов.

Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.

Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.

Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.

Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их

Родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять

учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.

Ведь пока в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития

событий. Один — это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что этот

ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой —

В данной статье я предлагаю системную подборку практических

При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком

информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения,

представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и

попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала гласные «и,

у, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать

нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить

кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи

все «л» в кружочек, а все «г» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и

гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение

позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и

написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память,

каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного,

заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение

выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15

минут утром и днем на протяжении двух-трех месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в

целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые

карандаши или фломастеры. Начните рисовать обеими руками зеркально-

самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать

ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игра «Вторая половинка»

Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину,

например коло (бок), чело (век), теле (фон).

Игра «Пропущенные буквы»

При написании слова пропускают 2-3 буквы, ребенок должен узнать слово,

например: л . ш . дь, к . р . сель.

Упражнение «Диктанты»

Ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не

утомляют детей. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются

на полях ручкой, но только не красной. Затем ребенок сам находит свои

Ряд следующих упражнений будет эффективен,

Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том,

что сами по себе

скороговорки — это последовательность схожих по

Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.

Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку,

что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в

абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через

некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.

Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные

упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.

Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам.

Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его

Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из

взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить,

что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он

может не успевать за взрослым.

Последнее упражнение — многократное чтение текста. Ребёнку даётся

отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится

отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой

Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем,

больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать

текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Упражнения, которые проводятся с логопедами:

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой

Читайте также:  Низкий гемоглобин в крови о чем это говорит, и что делать, чтобы повысить его

подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения,

которые относятся к тому или иному виду дислексии:

Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом

проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед

зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык,

как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет

пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап.

Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как

при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед

ребёнком, постепенно усложняется.

Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту

проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и

более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по

числам, родам, а также по падежам.

Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей

работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на

букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут

ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.

Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед

ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке,

пластилина, составление букв из счётных палочек.

Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед

логопедом в этой ситуации, — помочь ребёнку понимать, какое значение

несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы

школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится

за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

В завершении хочется сказать о профилактике дислексии.

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и

дисграфии, необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными

играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают

мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе

обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им

легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все

эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия.

Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и

Игры для профилактики дислексии

ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся

Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку

маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет

писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился

«Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с

тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую

Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова.

Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и

запоминать все «на глаз», так сказать. Успехов Вам в работе.

Дипломная работа на тему: Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии у младших школьников

План работы:

Преимущества покупки этой работы:

  • Взял и сдал!
  • Антиплагиат!
  • Быстро!
  • Безопасно!

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

Обратите внимание!

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.
  • Более подробную информацию о наших готовых работах и заказе новой работы Вы можете найти в специальной статье «Логопедия, коррекционная педагогика».

Отзывы наших клиентов

Здравствуйте Вера. Вот добралась ко компьютера)))) Хочу выразить Вам ОГРОМНУЮ благодарность за Вашу работу. Вы СУПЕР теперь только к Вам. Еще раз огромное Вам СПАСИБО. Валерия, 15.03.2013

Здравствуйте, спасибо, спасли просто! С Наступающими праздниками! Желаю Вам здоровья, успехов в делах, пусть год будет легким и интересным! Спасибо, огромное!! Обязательно еще обращусь!! Наталья, 30.12.2014

Спасибо вам большое, преподавателю понравилась ваша работа, даже вопросов не стал задавать. Александр, 25.11.2016

Здравствуйте, Вера. Спасибо! Я Вас в интернете нашла, когда искала информацию по гражданскому праву (контрольную, что у вас заказывала) И решила сначала проверить с помощью этой контрольной, думала, что если я лишусь 400 руб. это не станет великой для меня потерей, но ожидания оправдались, контрольную я получила и мне ее зачли. Потому и решила довериться Вам и заказать дипломную работу))) И совершенно не жалею об этом. Вы даже не представляете на сколько мне помогли!)) Теперь я буду советовать своим друзьям, кто еще продолжает учиться Ваш сайт.)) Дарья, 09.10.2014

Ссылка на основную публикацию
Кордафлекс 10 мг инструкция по применению, аналоги, состав, показания
Коринфар ® ретард (Corinfar ® retard) Действующее вещество: Содержание 3D-изображения Состав Фармакологическое действие Фармакодинамика Фармакокинетика Показания препарата Коринфар ретард Противопоказания...
Контроль низкого и высокого уровня сахара в крови и его измерение OneTouch®
Диабет Диабет (сахарный диабет) – это хроническое нарушение энергетического обмена, обусловленное низким уровнем синтеза инсулина поджелудочной железой, а также ослаблением...
Конус и эпиконус спинного мозга
Конус и эпиконус спинного мозга Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ? Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто...
Кординик — официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках
Никорандил Никорандил (форма — таблетки) (фармакологическая группа — препараты для лечения заболеваний сердца). В инструкции по применению выделяют следующие особенности:...
Adblock detector