Кто такой детский психиатр и зачем его посещать

Прием детского психиатра

Кто такой детский психиатр?

Детская психиатрия занимается расстройствами психоэмоциональной сферы у детей и подростков. В компетенции детского психиатра — не только заметные нарушения психики и поведения или отклонения в развитии, но и более легкие, преходящие состояния, которые, однако, могут серьезно беспокоить ребенка и родителей.

Врач-психиатр призван помочь любому ребенку и подростку развиваться, получать удовольствие от жизни, адаптироваться к обществу.

Услуги отделения

Кто такой детский психиатр-психотерапевт?

Это врач-психиатр, получивший дополнительно к основной специальности диплом психотерапевта. Он может проводить не только медикаментозное, но и психотерапевтическое лечение. Это необходимо в случаях, когда речь идет о здоровом ребенке, переживающем состояния, которые лучше лечатся не таблетками, а методами психотерапии, или когда необходимо и то, и другое.

Чем детский психиатр-психотерапевт отличается от психолога?

Психолог — не врач, он не имеет право ставить диагнозы и назначать лечение. Он лишь консультирует родителей и/или подростка, вместе с ними находит решение проблем, например, в школьном общении или взаимопонимании ребенка и родителей. В отличие от него, психиатр-психотерапевт — это медик. Только медик может решить, когда ребенку необходимо лечение и какое.

Почему Euromed Kids?

Многие считают, что детского психиатра и психотерапевта можно встретить только в государственной поликлинике. Это не так. Наши специалисты ведут прием, который включает всю необходимую диагностику, лечение и рекомендации. Вам не придется навещать ПНД для плановых проверок — гораздо приятнее проходить их в клинике с игровой площадкой, в приятной, спокойной атмосфере.

При этом у нас есть возможность уделить больше времени и внимания конкретному ребенку, найти к нему индивидуальный подход. Даже диагностика проблем с развитием по-настоящему возможна только тогда, когда ребенок доверяет врачу и соглашается показать все свои умения. А уж об эмоциональных проблемах подростков и говорить не приходится — тут от отношений врача и молодого пациента зависит всё.

В каких случаях родители обращаются к детскому психиатру-психотерапевту?

  • Беспокойство по поводу задержки речи, отставания в развитии
  • Частые истерики
  • Агрессивность
  • Гиперактивность, с которой родителям трудно справляться
  • Ребенок вялый, у него повышена утомляемость, он ничего не хочет
  • Нарушен сон или ребенок ходит во сне
  • Ребенку старше 7-8 лет трудно учиться из-за проблем с памятью, вниманием, концентрацией
  • Навязчивые, стереотипные действия и мысли
  • Психотравма (приемный ребенок, смерть близкого родственника, тяжелый развод родителей и т.д.)
  • Заикание, тики, невротические действия (ребенок грызет ногти, выдергивает волосы)
  • Энурез (недержание мочи), энкопрез (опорожнение кишечника не в туалете)
  • Повышенная тревожность, панические атаки
  • Фобии, которые мешают ребенку жить и развиваться
  • Фантазии ребенка вызывают беспокойство родителей
  • Снижение настроения и депрессии у детей и подростков
  • Анорексия, булимия, другие проблемы с пищевым поведением подростка
  • Резкие, нехарактерные изменения в эмоциональном состоянии ребенка, особенно без явных причин
  • и при любых других проблемах, связанных с развитием и эмоциональным состоянием ребенка или подростка.

Подготовка к приему

Перед консультацией постарайтесь не концентрировать внимание ребенка на его проблемах. Лучше создать спокойный настрой. Если речь идет о подростке, озвучьте ему те жалобы, которые он готов «признать» у себя сам, а не только те, которые беспокоят вас. Например, можно объяснить, что вы хотите помочь ему справиться со стрессом — это в любом случае правдивое объяснение.

Что делает детский психиатр на приеме?

Врач беседует с ребенком и родителями. Содержание беседы зависит от тех проблем, с которыми к нему пришли. В любом случае будут затронуты такие вопросы как образ жизни ребенка, состав его семьи, перенесенные соматические заболевания. В ходе беседы психиатр анализирует состояние ребенка, его развитие, эмоции, и делает предварительные выводы о природе затруднений. Для объективной картины психиатру может понадобиться несколько встреч, но часто бывает достаточно и одной.

Для дополнительной диагностики детский психиатр может назначить:

  • консультацию с другими специалистами (например, неврологом или эндокринологом);
  • электроэнцефалографию;
  • и другие исследования.

Затем врач ставит диагноз (или, если как такового диагноза нет, рассказывает родителям о природе проблем ребенка). В зависимости от него врач может назначить медикаментозное лечение, психотерапию, дать родителям рекомендации по развитию и изменению образа жизни.

Детский психиатр также может дать направление на перевод в специализированный детский сад или школу, на индивидуальное обучение, освободить от школьных экзаменов, при необходимости оформить инвалидность и решить ряд других социальных вопросов.

Что лечит психотерапевт у детей и взрослых?

Медицина давно шагнула за пределы интуитивного лечения — сейчас в современных клиниках используются новейшие методики воздействия на самые разные заболевания. Тем не менее многие обыватели не достаточно ясно представляют себе, кто такой врач-психотерапевт, что лечит этот специалист и насколько актуальны его услуги.

Ключевое направление деятельности психотерапевта

Такого врача, как психотерапевт, отличает прежде всего тот факт, что он работает с психическими и психологическими проблемами. Принимать пациентов он может как индивидуально, так и в группах. Стоит отметить, что в случае группового лечения подбор участников ведется тщательно для получения максимального повышения уровня эффективности процесса.

По сути, психотерапевт — это специалист, получивший медицинское образование с ключевым профилем по психиатрии и владеющий эффективными методиками психотерапии. Такой врач имеет право не только проводить консультации, но и назначать прием конкретных лекарственных препаратов.

Что лечит психотерапевт

О том, чтобы нанести визит к врачу такого профиля, актуально думать в тех случаях, когда пришлось пережить серьезную стрессовую ситуацию. Это может быть личное горе, какой-либо серьезный конфликт и др. Посетить врача-психотерапевта нужно, если приходится иметь дело с постоянными страхами, депрессией, бессонницей, тревогой, невротическими расстройствами и нарушением аппетита. Обратиться за помощью к подобному специалисту важно и в тех случаях, когда произошла серьезная конфликтная ситуация.

В целом психотерапевт занимается лечением следующих заболеваний:

  • алкоголизма;
  • анорексии;
  • неврозов;
  • депрессий;
  • бессонницы;
  • различных фобий и страхов;
  • панических атак;
  • булимии и т. п.

Такой ответ на вопрос «Какие болезни лечит психотерапевт?» дает понять, что профиль деятельности этого специалиста довольно широк.

Читайте также:  Низкая температура у ребенка что это значит, причины, что делать

Работа с детьми

После того как ребенку исполнится 3 года, в случае каких-либо осложнений, касающихся личностных процессов, его стоит направлять к психотерапевту. И хотя на первый взгляд может показаться, что у детей не должно быть причин для посещения этого врача, действительность предъявляет совершенно другую статистику. Пытаясь разобраться в том, кто такой детский психотерапевт, что лечит этот специалист и в каких случаях к нему стоит вести своего малыша, необходимо обратить внимание на определение данного профиля медицинской деятельности.

Психотерапевт, работающий с детьми — это врач, который ориентирован на диагностику, лечение и профилактику психических, равно как и психосоматических расстройств и заболеваний, у детей, а также подростков.

Ребенка нужно вести на прием к психотерапевту по нескольким причинам:

  1. Если были зафиксированы специфические для конкретного возраста заболевания: тики, энкопрез, энурез, булимия, нервная анорексия, минимальные мозговые дисфункции, дефицит внимания, синдром гиперактивности и заикание.
  2. Странное и даже неадекватное поведение ребенка. Сюда можно отнести пассивность, агрессию, неусидчивость, неумение или нежелание контактировать с родственниками и окружающими людьми, учителями, сверстниками.
  3. Ярко выраженные отличия в навыках и умениях ребенка на фоне детей такого же возраста. Подобное состояние особенно заметно в первое время школьного обучения.

Почему у детей возникают психические расстройства

Освещая вопрос, что лечит психотерапевт, внимание нужно уделить и причинам возникновения конкретных заболеваний в раннем возрасте. Начать стоит с наследственных патологий, которые передаются ребенку от его ближайших родственников. Это может быть умственная отсталость, шизофрения, психопатия и др.

Нередко к психическим расстройствам приводит и перинатальная патология, развивающаяся еще во время беременности или в первые несколько месяцев после родов. Негативные последствия такой патологии часто проявляются не сразу, давая знать о себе на протяжении всего детского периода.

Свою негативную роль в формировании психических расстройств у детей играют и заболевания нервной системы, являющиеся последствием механического повреждения мозга (сотрясение, например) или нейроинфекций.

Детский невроз — одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться психотерапевту

Нередко во время адаптации в детском саду или при различных возрастных кризисах у детей начинаются негативные изменения в поведении (капризы, агрессия, ночные страхи и др.). Многие родители предполагают, что у их ребенка развивается невроз, хотя это далеко не всегда соответствует действительности. Прежде всего стоит понять, что невроз является именно заболеванием, которое поддается лечению. Что касается возрастных кризисов, то их можно отнести к естественному этапу личностного развития ребенка.

Разбираясь в том, какие болезни лечит психотерапевт, важно отметить, что детский невроз — это один из распространенных диагнозов, с которым приходится сталкиваться врачу данного профиля. Родителям есть смысл подозревать невроз в том случае, если у ребенка появились непроизвольные подергивания тела или мышц, а также энкопрез или недержание мочи (в том возрасте, когда этого уже быть не должно). Нанести визит к врачу нужно в том случае, если стало заметно, что дети повторяют одни и те же действия, поскольку не могут остановиться, или начинают заикаться. Внимания заслуживает и расстройство сна. Речь идет не о той ситуации, когда ребенок не желает ложиться на час раньше, имеется в виду неспособность заснуть при очевидной сильной усталости. К невротическим симптомам можно отнести булимию и анорексию, которые встречаются даже в школьном возрасте.

Лечение неврозов

Разбираясь, что лечит психотерапевт, важно отметить следующий факт: именно этот специалист имеет достаточную квалификацию для того, чтобы установить конкретный вид невроза у ребенка и его наличие как таковое. Если вовремя обратиться к врачу, то лечение может пройти и без использования медикаментов.

Ощутимо помогают в борьбе с неврозами различные физические нагрузки. Это могут быть постоянные прогулки на свежем воздухе или плавание. Творческие занятия (например, рисование) также оказывают благотворное влияние на процесс выздоровления ребенка.

Важно осознать тот факт, что невроз — это заболевание, а не психологическая проблема, самостоятельно бороться с ним нельзя. Грамотно составить алгоритм лечения ребенка может только опытный врач.

Панические атаки

Раскрывая тему: «Что лечит психотерапевт у взрослых», нельзя обойти стороной такую проблему, как панические атаки. Прежде всего стоит разобраться в том, какое именно состояние относится к данному диагнозу.

Если одновременно можно зафиксировать 4 любых нижеперечисленных симптома, то есть смысл говорить о панической атаке:

  • ощущение удушья;
  • страх потери контроля;
  • дрожь или тремор;
  • усиленное потение;
  • деперсонализация;
  • страх смерти;
  • онемение и покалывание;
  • боль в животе или тошнота;
  • учащенное сердцебиение;
  • дереализация;
  • чувство слабости и головокружение;
  • одышка;
  • онемение или покалывание.

Несмотря на тот факт, что панические атаки не опасны для физического здоровья человека, для психического состояния они однозначно представляют серьезную угрозу. С возрастом такие приступы усиливаются, больной начинает их бояться. Страх перед новыми атаками ухудшает и без того нестабильное состояние, провоцируя более частые приступы.

Как психотерапевт лечит панические атаки

Есть два метода преодоления этой неприятной болезни: медикаментозный и без использования каких-либо препаратов — психотерапевтический. Что касается лекарственной терапии, данная методика основана на использовании противотревожных антидепрессантов. Перед тем как подобрать конкретные препараты, психотерапевт внимательно изучает симптомы и разновидность расстройства пациента. Для нейтрализации панических атак принимать антидепрессанты необходимо в течение нескольких месяцев. При этом причин бояться привыкания к препаратам нет. В самом начале лечения могут назначаться транквилизаторы. Они необходимы на тот короткий период времени, пока не начнут действовать антидепрессанты.

Психотерапевтические методики воздействия на состояние пациента многократно доказали свою эффективность. Подобную терапию можно разделить на два ключевых направления: глубинная и симптоматическая.

При симптоматической методике психотерапевт помогает пациенту осознать причину панических атак, рассматривая их как симптом. В процессе лечения больной осознает, почему у него возникают приступы паники, и учится преодолевать это состояние самостоятельно. В среднем при таком алгоритме лечения уходит 3 месяца на достижение нужного результата.

Глубинная терапия ориентирована на исследование причин возникновения расстройств. Другими словами, целью является поиск события или ключевого комплекса (непринятие себя, неудовлетворенные потребности и др.), спровоцировавшего первый приступ паники. Такое лечение занимает значительно больше времени, в некоторых случаях даже несколько лет, но результат достигается более качественный.

Депрессия

Продолжая изучать, что лечит психотерапевт, нужно обратить внимание на сильное эмоциональное подавление, которым страдают многие люди. Стоит отметить, что депрессия может быть разной, а состояния, которые под данное определение подходят также весьма отличны. Но важно понимать, что это слишком серьезная проблема, следовательно, игнорировать ее нельзя.

При этом у некоторых людей возникает вопрос: «Кто лечит депрессию: психолог или психотерапевт?» Ответ будет достаточно прост. Учитывая, что в большинстве случаев для нейтрализации подавленности используется комплекс сеансов психотерапии и лекарственных препаратов, обращаться стоит именно к психотерапевту, поскольку у психолога нет нужного медицинского образования для подобной деятельности.

Что касается самих антидепрессантов, то одна группа медикаментов рассчитана на приведение в норму нейромедиаторов допамина в мозговом веществе, а вторая — на стабилизацию нейротрансмиттеров (серотонина и норадреналина).

Читайте также:  Инструкция по применению препарата Боботик Что делать, если грудного ребенка мучают газы в кишечник

Очень важно слушать врача и понимать суть того, как лечит депрессию психотерапевт. Это означает, что все рекомендации нужно запомнить и в точности выполнять. Как правило, врач обязует пациента принимать лекарства регулярно, при этом отказаться от спиртного и следовать некоторым ограничениям в употреблении пищи.

Если врачу приходится иметь дело с легкой формой депрессии, то он часто использует исключительно психотерапевтические методики, без каких-либо препаратов.

Истерический невроз

Это еще один распространенный недуг, который имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие заболевания лечит психотерапевт. Неврозом называют такое функциональное нарушение деятельности нервной системы, в основе которого лежит внутренний конфликт. Провоцируется такое состояние длительными стрессами, физическим, равно как и психическим, системным перенапряжением, а также детскими психологическими травмами.

Истерию, являющуюся разновидностью невроза, можно определить как неспособность сознательно контролировать собственное поведение или склонность к негативному самовнушению. К симптомам истерического невроза можно отнести нарушение речи, сенсомоторные, вегетативные, двигательные и чувствительные нарушения, атрофию мышц, припадки, а также истерику.

Эффективное лечение невроза

Для того чтобы качественно воздействовать на возможные нарушения работы нервной системы, необходимо обратиться к психотерапевту. Лечение подобного состояния осуществляется посредством комплексного использования лекарственных препаратов и психотерапевтических методик. При функциональных нарушениях нервной системы работа с врачом предполагает амбулаторный режим, не составляет исключения и истерический невроз. Как лечить психотерапевту эту болезнь, определяет индивидуальная диагностика. В итоге может быть принято даже решение о перемещении пациента на стационар. Во время лечения используется гипнотерапия, рациональная психотерапия (нейтрализация прежних болезненных установок) и аутогенные тренировки, в процессе которых пациента обучают самогипнозу, позволяющему самостоятельно моделировать установки.

В качестве лекарственных препаратов применяют психотропные, успокаивающие, биостимулирующие средства и витамины. Что касается длительности лечения, то она напрямую зависит от сложности состояния конкретного больного.

Выводы

Разобравшись с тем, кто такой врач-психотерапевт, что лечит специалист данного профиля и какие методики он использует, нетрудно определить следующий факт: его навыки актуальны для многих людей, являющихся частью современного общества. Без помощи психотерапевта как дети, так и взрослые окажутся неспособны преодолеть многие серьезные заболевания.

Чем занимается детский врач-психиатр?

Колонка Елисея Осина. Что входит компетенции детских психиатров? Ответ на этот вопрос не в делении детей на «психиатрических» и «не психиатрических»

Люди, обращающиеся к врачам психиатрам, часто не очень понимают, какую именно помощь они могут здесь получить, какие именно консультации, о чем спрашивать и чего ожидать в качестве результата. Действительно, чем занимается детский врач-психиатр? Подпадают ли проблемы этого ребенка и этой семьи под его компетенции? Или надо было кого «полегче» выбрать?

Такая же дилемма возникает и у врачей:

— Доктор, как нам его наказывать?

— Ну, это не ко мне уже, это к психологу.

— Пройдите обследование у невролога, сделайте ЭЭГ, и если там все чисто, то тогда уже и приходите ко мне.

Основная идея этих размышлений в том, что где-то есть невидная, но очень четкая грань – грань между психиатрическими проблемами и остальными (психологическими, неврологическими, воспитательными и прочими). По этой границе и выстраиваются пациенты – тут пациенты детских психиатров, а тут те, которые «непонятно чего пришли».

На мой взгляд, в основе такого разграничения лежат три точки зрения на работу врачей психиатров, которые разделяются не только родителями, но и врачами. И все эти точки зрения являются во многом неверными.

Первое мнение о том, где пролегают границы компетентности психиатров, можно сформулировать так: психиатры занимаются психическими болезнями. Если у человека нет психических болезней, то ему не нужно к психиатру, а нужно обращаться к психологам, неврологам, кому-то еще. Это выглядит разумным, но до того момента, как возникает справедливый вопрос – а что такое психическая болезнь? Например, шизофрения – это болезнь, а вот нарушения поведения в школе – болезнь? С одной стороны, непослушный ребенок выглядит так, как выглядят другие дети, он не говорит нелепиц про голоса инопланетян и не раскачивается на месте, издавая странные звуки, он выглядит нормальным, так что врач-психиатр может сказать: «это не ко мне, воспитывайте его лучше». С другой – его поведение может доставлять столько страданий и причинять столько боли, сколько не доставят и три ребенка с шизофренией.

Современные классификации, которыми пользуются детские врачи, описывают множество нарушений, многие из которых не являются заболеваниями, например, содержат в себе такие диагнозы как «расстройство адаптации» или «расстройство сиблингового соперничества», а разные дополнительные категории, например, «расстройство поведения неуточненное» или «другие общие расстройства развития» позволяют ставить диагноз почти любому человеку, даже если его поведение не укладывается в рамки каких-то распространенных психических расстройств.

Вторая точка зрения заключается в том, что если психиатр это врач, то его задача лечить так, как лечат врачи, при помощи лекарств и других медико-биологических процедур, а, значит, граница будет проходить именно тут – можно ли лечить то или иное расстройство при помощи лекарств или нельзя. И с этой точкой зрения тоже возникают проблемы: значительную часть расстройств, которые собраны в современных классификациях, невозможно лечить медикаментозно. То есть можно, конечно, мы постоянно именно это и наблюдаем, но толку от такого лечения не будет, потому что лекарства при подобных расстройствах не помогают. Например, невозможно вылечить аутизм, какие бы лекарства ни использовались, невозможно при помощи лекарств научить хулигана слушаться, невозможно научить мирно играть с маленьким братом. Да, лекарства в чем-то иногда могут помочь во всех этих случаях, но лишь частично, часто ненадолго.

Третья точка зрения заключается в том, что психиатры занимаются с детьми тогда, когда дело совсем плохо, когда нарушения очень выражены, когда все другие, к кому раньше обращались родители, не помогли. Так часто и бывает: родители обходят всех, кого можно, откладывая визит к психиатру на самый крайний случай, потому что боятся и не хотят слышать того, что им там могут сказать (и часто весьма обосновано боятся – чем-чем, а тактом и умением разговаривать с пациентами российские врачи не отличаются). И эта точка зрения, на мой взгляд, неверна, а вероятно еще и наиболее вредная из всех.

Однажды ко мне попал на прием подросток тринадцати лет. Его родители рассказали, что основной причиной всех их обращений к специалистам (а они обращались в течение семи лет) была агрессия мальчика по отношению к матери. Подросток был импульсивным, раздражительным, вспыльчивым, но в присутствии отца еще мог удерживать себя в руках. Максимум, что происходило во время конфликтов – это крики и хлопанья дверью, но вот когда папа уезжал в командировки (а ездил он часто и надолго), мальчик распускал руки и в ответ на запреты и критику мог по-настоящему бить мать. Папа не мог оставить прибыльную работу, мама не могла найти какого-то другого подхода к тому, как управлять сыном, а сам мальчик, по собственному признанию, не мог себя удержать, когда слышал, как мама его ругает. В какой-то момент подросток даже оказался в психиатрической больнице, в которой провел два месяца подряд, и вышел оттуда вообще без каких-либо лекарств (а родители одной из задач госпитализации ставили подбор терапии). Что произошло? Да просто на период лечения в больнице мальчик взял себя в руки так, как брал себя тогда, когда папа был дома, и весь период лечения прошел без реальных поведенческих нарушений! Вывод врачей был таков – «не наш пациент, воспитывайте лучше». Вот это и есть тот самый вред третей точки зрения – дети и подростки с реальными проблемами (бьет мать) не получают в итоге какой-либо помощи, так как его проблемы не достаточно серьезные (в больнице ведет себя хорошо). И так происходит постоянно, к сожалению.

Читайте также:  Концепция психического развития ребенка Д 1

Ну а как же правильно? Как должно быть?

Отвечая для себя когда-то на эти вопросы, я пришел к важному для себя выводу.

Невозможно делить людей и их проблемы на юрисдикции специалистов. Все это деление – вам к психологу, вам к психиатру, вам к неврологу – ложное, потому что так не бывает в мире людей. Человек всегда будет больше и вместительнее тех классификаций, которые используются для его описания, он всегда будет выходить за рамки этих классификаций, где-то не будет вписываться. Не бывает «психологических», «психиатрических» или «педагогических» детей, бывают проблемы, которые достается решать тем или иным специалистам.

И вот здесь начинается самое важное – каким бы ни был человек, его поведенческие, психические расстройства, скорее всего, будут несколько сложнее, чем компетенция очень узкого специалиста. Для того чтобы эффективно помогать разным людям, специалистам нужно обязательно знать действительно много. Даже если речь идет про очевидно выраженное психическое расстройство или заболевание, то обязательно возникнут аспекты, которые будут касаться чего-то более простого, повседневного и оттого очень важного, например, отношений страдающего ребенка с его братьями или сестрами, или методов объяснения подростку его нарушения и последствий наличия расстройства на его жизнь. Конечно, все знать невозможно, но в таком случае специалист должен работать в команде с другими специалистами, к которым он мог бы направлять ребенка для разрешения таких вопросов. Очень часто последствием действительно эффективной работы в подобной команде для специалистов становится умение говорить сразу от лица этой команды, решая какие-то основные и самые распространенные проблемы самостоятельно, но так, как это решал бы его коллега, человек с специальным образованием и компетенциями.

Иными словами, ответ на вопрос о компетенции врачей психиатров не в разделении людей на какие-то подгруппы, а в расширении компетенций специалистов, которые помогают детям и их семьям. Возможно, многие со мной не согласятся, но я не вижу ничего неправильного в том, чтобы опытный клинический психолог (получивший до этого хорошее образование и проработавший достаточное время в области диагностики) ставил диагнозы, чтобы врач-психиатр давал рекомендации по организации обучения в школе или по способам поощрения подростка, социальный работник консультировал бы по приему лекарств, решая самые простые клинические задачи самостоятельно (без того, чтобы записывать своего подопечного в очередь к психиатру, отстояв которую клиенту придется снова рассказать то, что он много раз рассказывал) и так далее. Конечно, для этого нужно хорошее образование и опыт, но это возможно, если специально к этому готовить специалистов, если помогать им учиться друг у друга, если делать прозрачным для всех специалистов процесс принятия клинических решений.

Такая работа специалистов, в том числе и детских психиатров, требует системных решений – создания новых схем работы с детьми и их семьями. Один из замечательных примеров подобного системного решения – особенная программа поддержки родителей, разработанная и используемая в Австралии. Это программа называется Triple P – Positive Parenting Program (Программа Тройного П – Программа Положительного Родительства). Если немного упрощать, то суть это программы в консультировании родителей по вопросам того или иного проблемного поведения у детей. Все рекомендации этой программы основаны на хорошо сформулированной теории детско-родительских отношений, на хороших исследованиях в области развития детей (то есть имеют замечательную теоретическую базу) и проверены на эффективность в клинических испытаниях (то есть реально работают!). Особенная красота это программы в том, что она предполагает различные уровни вмешательства в зависимости от наличия и степени имеющихся проблем – от кампаний в средствах массовой информации (в виде фильмов или специальных передач) до индивидуального, очень интенсивного обучения родителей детей с тяжелыми нарушениями поведения.

Такая организация приводит к тому, что любой взрослый может без труда получить отвечающую его потребностям консультацию – родители шумного двухлетки могут узнать, как лучше решать проблемы истерик, недавно появившихся у малыша (посетив две десятиминутные консультации у собственного педиатра, прошедшего обучение по этой программе). Родители десятилетней девочки могут узнать как преодолеть острую проблему ревности к младшей сестре (посетив четыре получасовых занятия, которые проводит работник в местном социальном центре). Родители крайне девиантного мальчика с тяжелой депрессией и нарушением активности и внимания смогут получить интенсивное индивидуальное обучение в тот момент, когда он будет лечиться в психиатрической больнице. При подобной организации получается, что ни одна из проблем не будет слишком простой или слишком сложной – в рамках Triple P существует пять уровней помощи, в зависимости же от сложности проблемы будет выбираться наиболее подходящий – от интенсивных консультаций родителей госпитализированного в психиатрический стационар подростка до одной-двух бесед с педиатром, после которых родители получат дополнительно красочные и понятные буклеты с рекомендациями по решению их проблем.

И при этом несмотря на такой сильно различающийся внешний вид этих консультаций все они будут основаны на очень эффективных и научных подходах, будут предлагаться в таком виде, в котором их давали бы сами создатели этой программы – заслуженные ученые и практики.

Размышляя о том, какими пациентами я сам должен заниматься, размышляя о том, что является моими компетенциями, что является компетенциями детских психиатров вообще, я прихожу к выводу, что ответ на этот вопрос не в делении детей на «психиатрических» и «не психиатрических», как это сейчас происходит. Ответ на этот вопрос заключается в расширении знаний, умений и форм работы, расширений умений сотрудничать, то есть в создании такой системы, которая может содействовать любой семье, испытывающей проблемы с детьми, пусть даже на контрасте с другими историями, их проблемы и выглядят пустяковыми.

Ссылка на основную публикацию
Ксалатан (глазные капли) инструкция, цена, отзывы, аналоги дешевле
Аналоги глазных капель Ксалатан Ксалатан (глазные капли) Рейтинг: 250 Производитель: Пфайзер (Бельгия) Формы выпуска: Фл. 0,005%, 2,5 мл.; Цена от...
Кровохлебка лекарственная не только останавливает кровь
Кровохлебка — применение, лечебные свойства и противопоказания Кровохлебка лекарственная или грыжник, огорошник, красноголовник обыкновенный, чернотрав, пуговка, кровососка лечебная – травянистый...
Кровь в кале у взрослого причины алой и темной крови, слизи
Желудочно-кишечные кровотечения 1. Кровотечения из верхнего отдела желудочно-кишечного тракта (выше связки Трейтца) ≈80 % пациентов, госпитализированных по причине кровотечения в...
Ксения Раппопорт — биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Самые красивые еврейки мира Самые красивые еврейки мира Еврейские женщины с древних времен славились своей красотой и сексуальностью. Благодаря богатой...
Adblock detector