О чём расскажет язык Аргументы Недели

Как западает язык фото

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина – инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга.

Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

Что такое инсульт?

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени.

А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте – лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Нестоматологические проблемы

Если стоматолог при осмотре полностью исключил проблемы, входящие в его компетенцию, а у больного по-прежнему щиплет и печет язык, причины следует обсудить с терапевтом либо с педиатром, если речь идет о ребенке. Участковый врач назначит необходимое лечение или порекомендует обратиться к узким специалистам. Выяснить, почему болит или щиплет кончик языка, или горит вся его поверхность, могут:

  • гастроэнтеролог;
  • эндокринолог;
  • невролог;
  • аллерголог;
  • диабетолог;
  • ревматолог;
  • онколог.

При воспалении поверхности и жжении на кончике языка причины могут крыться в самых разнообразных внутренних заболеваниях. Установить точную в большинстве случаев можно только с помощью лабораторных анализов. Основные из них:

  • общий анализ крови и мочи;
  • анализ крови на сахар;
  • анализы на гормоны;
  • соскоб с языка;
  • мазок из зева;
  • исследование желудочного сока;
  • пробы на выявление аллергии.

Диагностика поможет выявить заболевания самого широкого спектра. Покраснение языка и жжение характерны, к примеру, для сахарного диабета, некоторых венерических заболеваний, иммунодефицитных состояний. При пощипывании языка причины могут крыться и в таких диагнозах:

  • Ксеростомия. Означает сухость во рту из-за недостатка слюноотделения. Наблюдается при Болезни Шегрена, курении и алкоголизме, возникает и от обезвоживания в жарком сухом климате. Язык из-за сухости подвергается постоянным микротравмам.
  • Дефицит определенных витаминов или микроэлементов. Железодефицитная анемия, нехватка ряда витаминов группы B, цинка или фолиевой кислоты могут быть сопряжены с ощущением, при котором печет кончик языка.
  • Нарушения гормонального баланса, вызванные патологиями щитовидной железы или надпочечников, эндокринными изменениями у подростков или женщин в периоды беременности или менопаузы, иногда вызывают чувство покалывания, онемения, зуда и жжения губ и языка, а иногда и неба. Особенно если параллельно наблюдается повышенная чувствительность кожи, чрезмерное потоотделение.
  • Болезни желудочно-кишечного тракта очень часто сопровождаются чувством жжения на языке, иногда вместе с горечью. Прежде всего, при гастрите с повышенной кислотностью желудочного сока и изжогой, гастроэзофагальном рефлюксе с забросом желудочного сока в пищевод, а также холецистите с нарушением отвода желчи. При отравлениях и инфекциях, вызывающих рвоту, слизистая оболочка языка подвергается воздействию едкого содержимого желудка и реагирует воспалением.


Простудные заболевания и респираторные вирусные инфекции становятся причиной воспаления и инфицирования слизистых гортани, миндалин, а иногда и органов ротовой полости, отчего, жжет и щиплет язык во рту.

  • Шейный остеохондроз, на удивление, вполне может вызывать ощущение онемения и пощипывания языка. Иногда даже нарушается речь. Причины кроются в нарушении кровотока и чувствительности нервных окончаний в шейном отделе позвоночника. Головокружения, болезненность и чувство онемения в шее свидетельствуют о наличии этой патологии.
  • Герпес на слизистой оболочке языка и ротовой полости. Картину лопающихся папул по всей поверхности может дополнить красный кончик языка и жжение.
  • Красный плоский лишай. Неинфекционная патология слизистой по типу дерматоза вызывает трофические поражения поверхности языка и жжение во рту.
  • Одно из таких проявлений – парестезия. Это расстройство психики, при котором больной ощущает, что у него чешется или щиплет язык, либо по нему ползают мурашки. Помимо этого, возможно онемение при полном отсутствии физиологических причин. Подобные ощущения возникают одновременно и на других участках тела.

    Какие могут быть причины появления девиации языка?

    Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

    Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

    Симптомы дизартрии у ребенка

    При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

    В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.

    При легкой форме заболевания человек практически не замечает никаких изменений и признаков проблемы. Иногда человек может испытывать дискомфорт. При тяжелых формах болезни речевой орган увеличивается в несколько раз, и он перестает помещаться во рту.

    Из-за этого человек не может закрыть рот и у него усиливается слюноотделение. На слизистых тканях появляются ранки и шрамы от зубов. Ограничивается подвижность языка, а его поверхность становится шершавой, сухой и покрывается трещинами. Иногда могут появляться водянистые пузырьки.

    Трещины и сухой язык при макроглоссии

    Диагностика девиации языка

    Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

    Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

    Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

    Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.

    Последствия макроглоссии

    Увеличенный и толстый язык может появиться на любом этапе жизни человека в результате приобретенных патологий. На основании этого определяют два характера развития макроглоссии: врожденная и приобретенная.

    Новорожденный с увеличенным языком

    Выделяют три вида этого заболевания: локальную, острую и хроническую макроглоссию:

    • Причина развития локальной макроглоссии может быть в образовании кисты или злокачественной опухоли на речевом органе или в полости рта. А также болезнь может развиться, когда происходит скопления крови или гноя в слизистых тканях. Болезнь может спровоцировать нарушение кровообращения в речевом органе.
    • Острая макроглоссия является результатом кровоизлияния, инфекционного заболевания и аллергической реакции. У пациента может наблюдаться резкое увеличение речевого органа (примерно в 2 раза).
    • Хроническая макроглоссия является сопутствующей проблемой других заболеваний: венерические заболевания, синдром Дауна, амилоидоз, туберкулез и другие.
    Читайте также:  Анальгин — инструкция, цена, применение, состав, дозировка, противопоказания и аналоги препарата — L

    Частичная макроглоссия на половине органа

    Появляются проблемы с работой дыхательной системы, и человек постепенно начинает дышать ртом. При развитии этой болезни у детей, может неправильно сформироваться прикус, и деформироваться ткани пародонта. Людям с протезами приходится отказываться от них, потому что они могут поранить речевой орган.

    Локальная макроглоссия у ребенка из-за лимфангиомы

    Человек с такой болезнью не может нормально пережевывать и глотать пищу, и как результат появляются проблемы с работой пищеварительных органов. Пациент постепенно теряет контакт с внешним миром: нарушается дикция, появляются проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.

    Также они сталкиваются с проблемой социальной адаптации.

    Человек с открытым ртом, вываливающимся из него воспаленным языком, и капающей слюной представляет собой малопривлекательное зрелище. Им приходится терпеть издевательства и насмешки окружающих людей. Все стараются обходить их стороной и держаться от них как можно дальше. В результате у человека появляются комплексы, неуверенность в себе и депрессия.

    Предлагаем ознакомиться: Воспаление под языком: причины, лечение воспаления железы под языком

    Макроглоссия представляет собой аномальное увеличение орана ротовой полости. Встречается достаточно редко, но у человека, столкнувшегося с этой болезнью, существенно ухудшается качество жизни. Возникнуть болезнь может внезапно, при развитии другого заболевания речевого органа. При макроглоссии может быть:

    • увеличена часть языка;
    • изменение размера во всем объеме;
    • может наблюдаться уплотнение языка.

    Специалисты выделяют понятие истинной и ложной макроглоссии. Иногда пациенту могут поставить ошибочный диагноз, когда язык имеет нормальные размеры, а верхняя или нижняя челюсть меньшего размера, чем положено.

    Отпечатки зубов на увеличенном органе

    Как избавиться от девиации языка ребенку?

    Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он.

    Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

    Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку.

    Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются – выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

    Отличие дизартрии от стертой дизартрии

    Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

    Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии – это девиация языка.

    Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

    Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

    Как отражается дизартрия на психике ребенка?

    В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

    Волос, в самом деле, застрял у вас на языке или в горле

    • беспрерывное чихание, или кашель
    • зрительное обнаружение волоса
    • раздражение гортани от волоска.

    Если симптомы совпадают, то вы столкнулись именно с такой неприятностью.

    Волос мог попасть в горло после стрижки, от близкого общения с домашними животными, возможно при готовке пищи волос мог упасть в кастрюлю, сковороду и пр. Что же делать, чтоб вытащить волос с горла?

    Бывает, что пару раз сглотнув слюну можно избавиться от этого волоска, но чаще всего на помощь приходит инородное тело, которое при попадании в горло и пищеварительный тракт проталкивает волос. Можете съесть кусочек горбушки от хлеба, или сухарик, то, что завлечет за собой волос, и он выйдет «на волю» естественным путем.

    Последующие действия. Если предыдущая рекомендация не помогла, то используйте фонарик и зеркало для того, что бы лучше разглядеть свой язык и горло, и точное местонахождение волоска.

    Удаления застрявшего в горле волоска не должно доставлять сложностей: взять пальцами волос и вытянуть. Или можно использовать пинцет. Перед этим продезинфицируйте пинцет, прокипятив его или протерев спиртом. Но понадобится посторонняя помощь, попросите сделать это близкого человека.

    Но лучше обратится к врачу, дабы избежать травмирования слизистой, а также для избежание завершения неприятных ощущений.

    При «неудобном» местонахождении волоска в глотке можем предложить следующие методы удаления:

    1. Полоскание ротовой полости. Используйте теплую и прокипяченную воду. Если вы его не вымыли, то нужно создать рвотный рефлекс, что бы вы выблевали волосок. Добавьте в воду немного пищевой соды или щепотку соли.
    2. Также можете попробовать заменить выпить сладкого чая или кефира, эти жидкости обволакивают волосок и облегчают его дальнейшее движение к желудку.

    Центр «Планирование карьеры»

    • Новости

    Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

    В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

    Признаки стертой дизартрии.

    Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

    Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

    У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

    Читайте также:  Полуперепончатая мышца — SportWiki энциклопедия

    Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

    Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

    Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

    Ручной логопедический массаж.

    При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

    1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
    2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
    3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
    4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
    5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

    Для расслабления губ используем следующие упражнения:

    1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
    2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
    3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
    4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

    Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

    Коррекционно-педагогическая работа.

    На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

    — Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

    — Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

    «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

    «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

    — При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

    Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

    Коррекция стертой дизартрии в условиях логопедического пункта

    Разделы: Логопедия

    Довольно часто на школьные логопедические пункты попадают дети с таким речевым нарушением, как стертая дизартрия, которая в последнее время имеет тенденцию к значительному росту среди прочих речевых нарушений. Иногда данное речевое нарушение наблюдается в рамках общего недоразвития речи, а иногда – фонетико-фонематического недоразвития. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как одна из форм дизартрии — сложного синдрома центрально органического генеза, проявляющегося в неврологических, психологических и речевых проблемах.

    Дизартрия – (по О.В. Правдиной) это нарушение произносительной и просодической (темп, ритм, интонационная выразительность) стороны речи вследствие нарушения иннервации речевых органов, которое возникает при поражении ЦНС и ее переферических отделов (см. таблицу 1).

    Иннервация речевых органов

    9, 10 пары нервов – языко-глоточный и блуждающий нерв Регулирует работу диафрагмы, дыхательной системы, гортани, надгортанника, задней стенки глотки, мягкого неба, корня и спинки языка — иннервация всей речевой системы
    12 пара — подъязычный нерв Кончик языка, подъязычную связку, работа нижней челюсти, механизм слюноотделения
    11 пара — добавочный нерв Плечевой пояс, мышцы шеи
    5 и 7 пара — лицевой и тройничный нерв Мимическая мускулатура

    Современная логопедия выделяет несколько степеней выраженности дизартрии (см. таблицу 2)

    Степени выраженности дизартрий

    I. Легкая (г.С.-Петербург) или “стертая” (г.Москва) II. Умеренная III. Тяжелая IV. Анартрия
    Нарушена только произносительная сторона речи (долго не формируются свистящие, которые в норме должны сформироваться к четырем годам). Может быть немного ускорен темп речи Грубые нарушения произносительной стороны речи и голоса Грубые нарушения произносительной стороны речи и голоса Членораздельная речь отсутствует.
    Если язык в тонусе, у свистящих звуков шипящий призвук, либо боковое произношение
    Внешне похоже на функциональную дислалию В целом речь понятна для окружающих В целом речь малопонятна для окружающих

    Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.[2]

    Существует несколько видов дизартрий: подкорковая, экстрапирамидная, псевдобульбарная, мозжечковая (атактическая). Однако легкую (“стертую”) форму имеет только псевдобульбарная дизартрия. Сочетанные варианты псевдобульбарной дизартрии: спастико-регидная (крайнее проявление спастических нарушений), спастико-паретическая (открытый рот, слюнотечение, вялость, а во рту – повышенный тонус), спастическая (классический вариант: тонус равноценно во всех группах мышц).

    Давая характеристику псевдобульбарной (спастической) дизартрии, нужно отметить симптоматику “3Г”:

    • гипертонус (в общей, мелкой и речевой моторике);
    • гипертрофия;
    • гиперрефлесия,

    что обусловлено двухсторонним поражением проводящей нервной системы.

    При обследовании ребенка с данным видом дизартрии наблюдаем:

    — гнусавость, смазанность речи;

    — отсутствие синергий (согласованных, плавных движений в общей моторике);

    Читайте также:  Как часто можно делать фгдс желудка · GitHub

    — тремор (повышенный тонус как языка, так и краев);

    — гиперметрия (временные волнообразные движения спинки языка);

    — девиации (отклонения языка в сторону) – это проявление нарушения реципрокной координации;

    — синкенезии (сопутствующие движения языка с нижней челюстью) [3];

    — нозализация (тонус задней стенки глотки);

    — дисфония (спастика голосовых связок);

    — дисфагия (нарушение глотания во время приема пищи);

    — выраженность рвотного рефлекса;

    — грубое нарушение звукопроизношения (нарушена “полетность” гласного, гнусавость, либо смазанность звуков речи);

    — псевдоскандированность (старательность произношения);

    — замедление темпа речи (вплоть до брадилалии).

    Симптоматика легкой (стёртой) формы псевдобульбарной дизартрии имеет неврологический характер, который проявляется в треморе, гиперметрии, гиперсоливации. Но при этом нет грубых нарушений произносительной стороны речи, просодики, голоса. Темп речи может быть ускорен до тахилалии. Иногда возникает клаттеринг (полтерн, баттаризм)- сбивчивая речь с отдельными запинками на фоне ускоренного темпа.

    Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций тройничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия языка вверх, гипер или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка. [5] Довольно часто в анамнезе детей со стертой формой дизартрии наблюдается так называемый гипертензионный синдром новорожденных.

    Из-за непролеченного повышенного внутричерепного давления впоследствии у ребенка страдает поведение, за которое отвечает лобная зона коры головного мозга. Именно лобная зона коры головного мозга иннервирует программы волевых эмоций, чувство долга, ответственности, критическое отношение к своей деятельности, в том числе и речевой. Как утверждает Е.Е.Шевцова (нейропсихолог, доцент кафедры логопедии Мсковского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова), эти проблемы остаются на всю жизнь. И нынешнее поколение инфантильных 20-30-летних молодых людей яркое тому свидетельство. У таких мужчин (у женщин нервная система крепче — из-за высоких компенсаторных механизмов) страдают волевые процессы: наблюдается расторможенность, расхлябанность в поведении, снижена мотивация, нет интересов. В подростковом возрасте эти дети сбиваются в группировки, т.к. подвержены чужому негативному влиянию вследствие отсутствия своих четких целей. Это может привести к возникновению алкоголизации, а то и наркомании.

    К причинам возникновения стертых форм дизартрии относятся:

    • поражения плода на ранних этапах беременности: гипоксия (кислородное голодание в утробе), инфекции во время беременности. Гипоксия во внутриутробном периоде обусловлена гипер(гипо)тонией, анемией, маловодием, заболеваниями сердечно-сосудистой системы мамы, пороками развития сердечно-сосудистой системы плода (что связано с цитомегаловирусом), обвитие пуповиной плода, в результате чего происходит пережатие нервных волокон в области шеи, которые регулируют функции иннервации мышц речедвигательных, мимических, языко-глоточных и т.д., а также кровоснабжение головного мозга так же имеет свои нарушения;
    • затяжные роды, что приводит к кислородному голоданию плода: сначала гипоксия, затем это ведет к асфиксии (удушью) после родов. В течение этого периода погибает огромное количество нервных клеток (за 10-15 часов из 6 миллиарда нейронов погибают миллионы). За счет этого медленнее формируются умения, навыки, позднее созревают высшие психические функции: память, мышление, внимание, речь и мн. др.[3];
    • длительный безводный период (от 2 до 4 и более часов);
    • влияние препаратов, ускоряющих родовую деятельность, которые вводят роженицам во время затяжных родов: это искусственный гормон ацидоцил, который в последнее время недостаточно вырабатывается у рожениц вследствие снижения функции гипофиза (влияние мобильных телефонов, компьютеров, других электомагнитных излучений высокой частоты). Зачастую роды из затяжных переходят в стремительные, поэтому плод не успевает сгруппироваться, и происходит сдавливание височной, теменной и других областей головы. Также этот искусственно вводимый гормон, вызывает впоследствии нарушение лактации у мамы;
    • кесарево сечение, которое влечет за собой так же много осложнений вследствие большого перепада давлений (плод не испытывает преграды на пути, в генетической памяти не фиксируется умение преодолевать трудности, что ведет впоследствии к инфантильности);
    • повышенное внутричерепное давление, гипертензионный синдром у новорожденных.

    Хотя стертая дизартрия и имеет более легкую степень выраженности дизартрических проявлений у ребенка, однако это речевое нарушение заслуживает пристального внимания учителей-логопедов, а так же кропотливой работы по ее преодолению, так как это расстройство затрудняет процесс школьного обучения. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи.[5]

    Общие показания при дизартриях:

    — снижение спастики (обеспечение фона для работы);

    — медикаментозная терапия (обеспечивает врач);

    логопедический массаж (до и после занятия);

    восстановление реципрокной координации [4] (справиться с паретичной стороной, если есть девиации – “Лошадка” — присасывание языка по средней линии), чтобы звуки не были боковыми;

    — постановка звуков (свистящие параллельно со звуком Р)

    Программа восстановительного обучения при стертой форме дизартрии включает в себя:

    1. Формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи.

    2. Снижение степени проявления спастического пареза в мышцах речевой историки:

    — борьба со слюнотечением;

    — нормализация мышечного тонуса с использованием приемов массажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

    3. Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата:

    — уточнение схем произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;

    — развитие амплитуды произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;

    — развитие скорости переключения произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;

    — развитие работоспособности мышц артикуляционного аппарата.

    4. Нормализация речевого дыхания:

    — развитие глубины физиологического вдоха, длительности физиологического выдоха, используя статические упражнения, динамическую гимнастику;

    — развитие продолжительности речевого вдоха;

    — развитие продолжительности речевого выдоха;

    — развитие работоспособности мышц отдела дыхания.

    5. Нормализация фонетической окраски звуков:

    — уточнение артикуляций искаженных звуков;

    — закрепление четкой реализации звуков всех групп изолирование в речевом потоке.

    6. Восстановление мелодико-интонационной стороны речи:

    — развитие силы голоса;

    — развитие звонкости голоса;

    — развитие диапазона звуко-высотных переходов;

    — нормализация темпа, ритма речи;

    — развитие работоспособности мышц голосового отдела;

    — узнавание и воспроизведение ритмико-мелодических фрагментов;

    — формирование интонационного рисунка фразы по образцу, по заданию, самостоятельно;

    7. Развитие контроля за произносительной стороной речи.

    Неоценимую помощь в работе с детьми со стертой формой дизартрии оказывает правильно подобранное медикаментозное лечение. Однако при высокой занятости невропатологов очень часто при обследовании не уделяется должного внимания стертым неврологическим симптомам, отчего и лечение может быть недостаточно эффективным. В этой связи учителю-логопеду будет полезным оформить самому направление ребенка к невропатологу (см. ниже). Данное направление представляет собой описание неврологических симптомов, характерных для речевых нарушений, связанных с поражением ЦНС. Такое направление будет удобно использовать в работе как логопеду, так и невропатологу, так как будут обследованы и описаны специфические симптомы в артикуляторной моторике.

    Направление к невропатологу

    С целью проведения дополнительного обследования и назначения физиопроцедур и медикаментозного лечения согласно приказу МЗ РФ № 311 от от 6.08.1999 г. об утверждении клинического руководства “Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств”направляется Ф.И.ребенка________________________

    В анамнезе обнаружено_____________________________________

    Особенности артикуляционного аппарата:

    Губы (вялость)____________________Углы рта (опущены)_________________

    Язык (тонкий, на дне рта, вялый, кончик малоактивный, при нагрузках мышечная слабость увеличивается)_______________________________________________________

    Мимика лица (невыразительная)________________________________________

    Мышцы лица (твердые на ощупь, напряженные)___________________________

    Губы (в полуулыбке – верхняя губа прижимается к деснам, не может выполнить “трубочку”)___________________________________________________________

    Язык (толстый, без выраженного кончика, малоподвижный)_________________

    Голосовые связки (дрожание)

    Язык (дрожание и легкое посинение кончика языка, прокатываются волны, не может удержать вне полости рта во время упражнения “лопаточка”) _______________________________________

    Отклонение языка от средней линии___________________

    Гиперсаливация (повышенное слюноотделение)

    Не сглатывается слюна во время говорения______________

    Снижение объема и точности

    артикуляционных движений (затруднение в выполнении, переключение от одного движения к другому, “нащупывание” нужной артикуляционной позы)

    Смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц (подчеркнуть нужное)

    (наличие искажений, смешений –

    Произношение слов со сложной слоговой структурой__________

    Длительная автоматизация звуков, долго не вводятся в речь_____

    Просодика (интонационно-выразительная окраска речи)

    Голос (страдает высота, сила, носовой оттенок, монотонность при рассказывании стихов, тихий во время речи, не удается звукоподражания)

    Вдох (речь на вдохе)_________________________________________________________

    Графические навыки (трудности при овладении: плохой почерк, медленный темп, “зеркальное письмо”, замены букв)______________________________________________________________________

    Внимание (нарушено: повышенная отвлекаемость, не может сосредоточиться)______________

    Память ( трудности запоминания материала (целого предложения, стихотворения), быстрое его забывание)________________________________________________________________________

    На основании вышеописанных показаний предполагаемое речевое заключение_______________________________________________________________________

    Шифр заболевания__________________в соответствии с приказом МЗ РФ № 311 от 06.08.1999 г.

    Учитель-логопед (наименование учреждения, ФИО, подпись, печать учреждения)._____________

    Ссылка на основную публикацию
    О самом главном Повышает ли кофе артериальное давление Видео
    Кофе повышает или понижает давление? Тех, кто любит пить много кофе, часто пугают, что он приводит к росту артериального давления...
    Нравственная позиция автора и его героев в русской (Анастасия Борискина)
    § 19. Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества...
    Нужно ли гладить вещи для новорождённых
    Почему нужно гладить вещи новорожденного и как это делать Нужно гладить детские вещи или нет? Этот вопрос задают многие молодые...
    О стафилококке и стафилококковой инфекции; Министерство здравоохранения ПМР
    Какую опасность представляет для человека стафилококк и как не стать его "жертвой" Мойте руки, посуду и полы и следите за...
    Adblock detector