Как западает язык фото
Лечение девиации языка
Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина – инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга.
Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.
Что такое инсульт?
Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени.
А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.
Девиация языка при инсульте – лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?
Нестоматологические проблемы
Если стоматолог при осмотре полностью исключил проблемы, входящие в его компетенцию, а у больного по-прежнему щиплет и печет язык, причины следует обсудить с терапевтом либо с педиатром, если речь идет о ребенке. Участковый врач назначит необходимое лечение или порекомендует обратиться к узким специалистам. Выяснить, почему болит или щиплет кончик языка, или горит вся его поверхность, могут:
- гастроэнтеролог;
- эндокринолог;
- невролог;
- аллерголог;
- диабетолог;
- ревматолог;
- онколог.
При воспалении поверхности и жжении на кончике языка причины могут крыться в самых разнообразных внутренних заболеваниях. Установить точную в большинстве случаев можно только с помощью лабораторных анализов. Основные из них:
- общий анализ крови и мочи;
- анализ крови на сахар;
- анализы на гормоны;
- соскоб с языка;
- мазок из зева;
- исследование желудочного сока;
- пробы на выявление аллергии.
Диагностика поможет выявить заболевания самого широкого спектра. Покраснение языка и жжение характерны, к примеру, для сахарного диабета, некоторых венерических заболеваний, иммунодефицитных состояний. При пощипывании языка причины могут крыться и в таких диагнозах:
- Ксеростомия. Означает сухость во рту из-за недостатка слюноотделения. Наблюдается при Болезни Шегрена, курении и алкоголизме, возникает и от обезвоживания в жарком сухом климате. Язык из-за сухости подвергается постоянным микротравмам.
- Дефицит определенных витаминов или микроэлементов. Железодефицитная анемия, нехватка ряда витаминов группы B, цинка или фолиевой кислоты могут быть сопряжены с ощущением, при котором печет кончик языка.
- Нарушения гормонального баланса, вызванные патологиями щитовидной железы или надпочечников, эндокринными изменениями у подростков или женщин в периоды беременности или менопаузы, иногда вызывают чувство покалывания, онемения, зуда и жжения губ и языка, а иногда и неба. Особенно если параллельно наблюдается повышенная чувствительность кожи, чрезмерное потоотделение.
- Болезни желудочно-кишечного тракта очень часто сопровождаются чувством жжения на языке, иногда вместе с горечью. Прежде всего, при гастрите с повышенной кислотностью желудочного сока и изжогой, гастроэзофагальном рефлюксе с забросом желудочного сока в пищевод, а также холецистите с нарушением отвода желчи. При отравлениях и инфекциях, вызывающих рвоту, слизистая оболочка языка подвергается воздействию едкого содержимого желудка и реагирует воспалением.
Простудные заболевания и респираторные вирусные инфекции становятся причиной воспаления и инфицирования слизистых гортани, миндалин, а иногда и органов ротовой полости, отчего, жжет и щиплет язык во рту.
Одно из таких проявлений – парестезия. Это расстройство психики, при котором больной ощущает, что у него чешется или щиплет язык, либо по нему ползают мурашки. Помимо этого, возможно онемение при полном отсутствии физиологических причин. Подобные ощущения возникают одновременно и на других участках тела.
Какие могут быть причины появления девиации языка?
Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.
Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.
Симптомы дизартрии у ребенка
При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.
В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.
При легкой форме заболевания человек практически не замечает никаких изменений и признаков проблемы. Иногда человек может испытывать дискомфорт. При тяжелых формах болезни речевой орган увеличивается в несколько раз, и он перестает помещаться во рту.
Из-за этого человек не может закрыть рот и у него усиливается слюноотделение. На слизистых тканях появляются ранки и шрамы от зубов. Ограничивается подвижность языка, а его поверхность становится шершавой, сухой и покрывается трещинами. Иногда могут появляться водянистые пузырьки.
Трещины и сухой язык при макроглоссии
Диагностика девиации языка
Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.
Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.
Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.
Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.
Последствия макроглоссии
Увеличенный и толстый язык может появиться на любом этапе жизни человека в результате приобретенных патологий. На основании этого определяют два характера развития макроглоссии: врожденная и приобретенная.
Новорожденный с увеличенным языком
Выделяют три вида этого заболевания: локальную, острую и хроническую макроглоссию:
- Причина развития локальной макроглоссии может быть в образовании кисты или злокачественной опухоли на речевом органе или в полости рта. А также болезнь может развиться, когда происходит скопления крови или гноя в слизистых тканях. Болезнь может спровоцировать нарушение кровообращения в речевом органе.
- Острая макроглоссия является результатом кровоизлияния, инфекционного заболевания и аллергической реакции. У пациента может наблюдаться резкое увеличение речевого органа (примерно в 2 раза).
- Хроническая макроглоссия является сопутствующей проблемой других заболеваний: венерические заболевания, синдром Дауна, амилоидоз, туберкулез и другие.
Частичная макроглоссия на половине органа
Появляются проблемы с работой дыхательной системы, и человек постепенно начинает дышать ртом. При развитии этой болезни у детей, может неправильно сформироваться прикус, и деформироваться ткани пародонта. Людям с протезами приходится отказываться от них, потому что они могут поранить речевой орган.
Локальная макроглоссия у ребенка из-за лимфангиомы
Человек с такой болезнью не может нормально пережевывать и глотать пищу, и как результат появляются проблемы с работой пищеварительных органов. Пациент постепенно теряет контакт с внешним миром: нарушается дикция, появляются проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
Также они сталкиваются с проблемой социальной адаптации.
Человек с открытым ртом, вываливающимся из него воспаленным языком, и капающей слюной представляет собой малопривлекательное зрелище. Им приходится терпеть издевательства и насмешки окружающих людей. Все стараются обходить их стороной и держаться от них как можно дальше. В результате у человека появляются комплексы, неуверенность в себе и депрессия.
Предлагаем ознакомиться: Воспаление под языком: причины, лечение воспаления железы под языком
Макроглоссия представляет собой аномальное увеличение орана ротовой полости. Встречается достаточно редко, но у человека, столкнувшегося с этой болезнью, существенно ухудшается качество жизни. Возникнуть болезнь может внезапно, при развитии другого заболевания речевого органа. При макроглоссии может быть:
- увеличена часть языка;
- изменение размера во всем объеме;
- может наблюдаться уплотнение языка.
Специалисты выделяют понятие истинной и ложной макроглоссии. Иногда пациенту могут поставить ошибочный диагноз, когда язык имеет нормальные размеры, а верхняя или нижняя челюсть меньшего размера, чем положено.
Отпечатки зубов на увеличенном органе
Как избавиться от девиации языка ребенку?
Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он.
Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.
Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку.
Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются – выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).
Отличие дизартрии от стертой дизартрии
Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.
Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии – это девиация языка.
Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.
Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.
Как отражается дизартрия на психике ребенка?
В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.
Волос, в самом деле, застрял у вас на языке или в горле
- беспрерывное чихание, или кашель
- зрительное обнаружение волоса
- раздражение гортани от волоска.
Если симптомы совпадают, то вы столкнулись именно с такой неприятностью.
Волос мог попасть в горло после стрижки, от близкого общения с домашними животными, возможно при готовке пищи волос мог упасть в кастрюлю, сковороду и пр. Что же делать, чтоб вытащить волос с горла?
Бывает, что пару раз сглотнув слюну можно избавиться от этого волоска, но чаще всего на помощь приходит инородное тело, которое при попадании в горло и пищеварительный тракт проталкивает волос. Можете съесть кусочек горбушки от хлеба, или сухарик, то, что завлечет за собой волос, и он выйдет «на волю» естественным путем.
Последующие действия. Если предыдущая рекомендация не помогла, то используйте фонарик и зеркало для того, что бы лучше разглядеть свой язык и горло, и точное местонахождение волоска.
Удаления застрявшего в горле волоска не должно доставлять сложностей: взять пальцами волос и вытянуть. Или можно использовать пинцет. Перед этим продезинфицируйте пинцет, прокипятив его или протерев спиртом. Но понадобится посторонняя помощь, попросите сделать это близкого человека.
Но лучше обратится к врачу, дабы избежать травмирования слизистой, а также для избежание завершения неприятных ощущений.
При «неудобном» местонахождении волоска в глотке можем предложить следующие методы удаления:
- Полоскание ротовой полости. Используйте теплую и прокипяченную воду. Если вы его не вымыли, то нужно создать рвотный рефлекс, что бы вы выблевали волосок. Добавьте в воду немного пищевой соды или щепотку соли.
- Также можете попробовать заменить выпить сладкого чая или кефира, эти жидкости обволакивают волосок и облегчают его дальнейшее движение к желудку.
Центр «Планирование карьеры»
- Новости
Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.
В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.
Признаки стертой дизартрии.
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.
Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.
Ручной логопедический массаж.
При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:
- Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
- Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
- Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
- Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
- Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.
Для расслабления губ используем следующие упражнения:
- Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
- Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
- Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
- Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».
Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.
Коррекционно-педагогическая работа.
На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
— «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
— «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.
Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.
Коррекция стертой дизартрии в условиях логопедического пункта
Разделы: Логопедия
Довольно часто на школьные логопедические пункты попадают дети с таким речевым нарушением, как стертая дизартрия, которая в последнее время имеет тенденцию к значительному росту среди прочих речевых нарушений. Иногда данное речевое нарушение наблюдается в рамках общего недоразвития речи, а иногда – фонетико-фонематического недоразвития. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как одна из форм дизартрии — сложного синдрома центрально органического генеза, проявляющегося в неврологических, психологических и речевых проблемах.
Дизартрия – (по О.В. Правдиной) это нарушение произносительной и просодической (темп, ритм, интонационная выразительность) стороны речи вследствие нарушения иннервации речевых органов, которое возникает при поражении ЦНС и ее переферических отделов (см. таблицу 1).
Иннервация речевых органов
9, 10 пары нервов – языко-глоточный и блуждающий нерв | Регулирует работу диафрагмы, дыхательной системы, гортани, надгортанника, задней стенки глотки, мягкого неба, корня и спинки языка — иннервация всей речевой системы |
12 пара — подъязычный нерв | Кончик языка, подъязычную связку, работа нижней челюсти, механизм слюноотделения |
11 пара — добавочный нерв | Плечевой пояс, мышцы шеи |
5 и 7 пара — лицевой и тройничный нерв | Мимическая мускулатура |
Современная логопедия выделяет несколько степеней выраженности дизартрии (см. таблицу 2)
Степени выраженности дизартрий
I. Легкая (г.С.-Петербург) или “стертая” (г.Москва) | II. Умеренная | III. Тяжелая | IV. Анартрия |
Нарушена только произносительная сторона речи (долго не формируются свистящие, которые в норме должны сформироваться к четырем годам). Может быть немного ускорен темп речи | Грубые нарушения произносительной стороны речи и голоса | Грубые нарушения произносительной стороны речи и голоса | Членораздельная речь отсутствует. |
Если язык в тонусе, у свистящих звуков шипящий призвук, либо боковое произношение | |||
Внешне похоже на функциональную дислалию | В целом речь понятна для окружающих | В целом речь малопонятна для окружающих |
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.[2]
Существует несколько видов дизартрий: подкорковая, экстрапирамидная, псевдобульбарная, мозжечковая (атактическая). Однако легкую (“стертую”) форму имеет только псевдобульбарная дизартрия. Сочетанные варианты псевдобульбарной дизартрии: спастико-регидная (крайнее проявление спастических нарушений), спастико-паретическая (открытый рот, слюнотечение, вялость, а во рту – повышенный тонус), спастическая (классический вариант: тонус равноценно во всех группах мышц).
Давая характеристику псевдобульбарной (спастической) дизартрии, нужно отметить симптоматику “3Г”:
- гипертонус (в общей, мелкой и речевой моторике);
- гипертрофия;
- гиперрефлесия,
что обусловлено двухсторонним поражением проводящей нервной системы.
При обследовании ребенка с данным видом дизартрии наблюдаем:
— гнусавость, смазанность речи;
— отсутствие синергий (согласованных, плавных движений в общей моторике);
— тремор (повышенный тонус как языка, так и краев);
— гиперметрия (временные волнообразные движения спинки языка);
— девиации (отклонения языка в сторону) – это проявление нарушения реципрокной координации;
— синкенезии (сопутствующие движения языка с нижней челюстью) [3];
— нозализация (тонус задней стенки глотки);
— дисфония (спастика голосовых связок);
— дисфагия (нарушение глотания во время приема пищи);
— выраженность рвотного рефлекса;
— грубое нарушение звукопроизношения (нарушена “полетность” гласного, гнусавость, либо смазанность звуков речи);
— псевдоскандированность (старательность произношения);
— замедление темпа речи (вплоть до брадилалии).
Симптоматика легкой (стёртой) формы псевдобульбарной дизартрии имеет неврологический характер, который проявляется в треморе, гиперметрии, гиперсоливации. Но при этом нет грубых нарушений произносительной стороны речи, просодики, голоса. Темп речи может быть ускорен до тахилалии. Иногда возникает клаттеринг (полтерн, баттаризм)- сбивчивая речь с отдельными запинками на фоне ускоренного темпа.
Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций тройничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия языка вверх, гипер или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка. [5] Довольно часто в анамнезе детей со стертой формой дизартрии наблюдается так называемый гипертензионный синдром новорожденных.
Из-за непролеченного повышенного внутричерепного давления впоследствии у ребенка страдает поведение, за которое отвечает лобная зона коры головного мозга. Именно лобная зона коры головного мозга иннервирует программы волевых эмоций, чувство долга, ответственности, критическое отношение к своей деятельности, в том числе и речевой. Как утверждает Е.Е.Шевцова (нейропсихолог, доцент кафедры логопедии Мсковского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова), эти проблемы остаются на всю жизнь. И нынешнее поколение инфантильных 20-30-летних молодых людей яркое тому свидетельство. У таких мужчин (у женщин нервная система крепче — из-за высоких компенсаторных механизмов) страдают волевые процессы: наблюдается расторможенность, расхлябанность в поведении, снижена мотивация, нет интересов. В подростковом возрасте эти дети сбиваются в группировки, т.к. подвержены чужому негативному влиянию вследствие отсутствия своих четких целей. Это может привести к возникновению алкоголизации, а то и наркомании.
К причинам возникновения стертых форм дизартрии относятся:
- поражения плода на ранних этапах беременности: гипоксия (кислородное голодание в утробе), инфекции во время беременности. Гипоксия во внутриутробном периоде обусловлена гипер(гипо)тонией, анемией, маловодием, заболеваниями сердечно-сосудистой системы мамы, пороками развития сердечно-сосудистой системы плода (что связано с цитомегаловирусом), обвитие пуповиной плода, в результате чего происходит пережатие нервных волокон в области шеи, которые регулируют функции иннервации мышц речедвигательных, мимических, языко-глоточных и т.д., а также кровоснабжение головного мозга так же имеет свои нарушения;
- затяжные роды, что приводит к кислородному голоданию плода: сначала гипоксия, затем это ведет к асфиксии (удушью) после родов. В течение этого периода погибает огромное количество нервных клеток (за 10-15 часов из 6 миллиарда нейронов погибают миллионы). За счет этого медленнее формируются умения, навыки, позднее созревают высшие психические функции: память, мышление, внимание, речь и мн. др.[3];
- длительный безводный период (от 2 до 4 и более часов);
- влияние препаратов, ускоряющих родовую деятельность, которые вводят роженицам во время затяжных родов: это искусственный гормон ацидоцил, который в последнее время недостаточно вырабатывается у рожениц вследствие снижения функции гипофиза (влияние мобильных телефонов, компьютеров, других электомагнитных излучений высокой частоты). Зачастую роды из затяжных переходят в стремительные, поэтому плод не успевает сгруппироваться, и происходит сдавливание височной, теменной и других областей головы. Также этот искусственно вводимый гормон, вызывает впоследствии нарушение лактации у мамы;
- кесарево сечение, которое влечет за собой так же много осложнений вследствие большого перепада давлений (плод не испытывает преграды на пути, в генетической памяти не фиксируется умение преодолевать трудности, что ведет впоследствии к инфантильности);
- повышенное внутричерепное давление, гипертензионный синдром у новорожденных.
Хотя стертая дизартрия и имеет более легкую степень выраженности дизартрических проявлений у ребенка, однако это речевое нарушение заслуживает пристального внимания учителей-логопедов, а так же кропотливой работы по ее преодолению, так как это расстройство затрудняет процесс школьного обучения. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи.[5]
Общие показания при дизартриях:
— снижение спастики (обеспечение фона для работы);
— медикаментозная терапия (обеспечивает врач);
— логопедический массаж (до и после занятия);
— восстановление реципрокной координации [4] (справиться с паретичной стороной, если есть девиации – “Лошадка” — присасывание языка по средней линии), чтобы звуки не были боковыми;
— постановка звуков (свистящие параллельно со звуком Р)
Программа восстановительного обучения при стертой форме дизартрии включает в себя:
1. Формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи.
2. Снижение степени проявления спастического пареза в мышцах речевой историки:
— борьба со слюнотечением;
— нормализация мышечного тонуса с использованием приемов массажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики.
3. Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата:
— уточнение схем произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;
— развитие амплитуды произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;
— развитие скорости переключения произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений;
— развитие работоспособности мышц артикуляционного аппарата.
4. Нормализация речевого дыхания:
— развитие глубины физиологического вдоха, длительности физиологического выдоха, используя статические упражнения, динамическую гимнастику;
— развитие продолжительности речевого вдоха;
— развитие продолжительности речевого выдоха;
— развитие работоспособности мышц отдела дыхания.
5. Нормализация фонетической окраски звуков:
— уточнение артикуляций искаженных звуков;
— закрепление четкой реализации звуков всех групп изолирование в речевом потоке.
6. Восстановление мелодико-интонационной стороны речи:
— развитие силы голоса;
— развитие звонкости голоса;
— развитие диапазона звуко-высотных переходов;
— нормализация темпа, ритма речи;
— развитие работоспособности мышц голосового отдела;
— узнавание и воспроизведение ритмико-мелодических фрагментов;
— формирование интонационного рисунка фразы по образцу, по заданию, самостоятельно;
7. Развитие контроля за произносительной стороной речи.
Неоценимую помощь в работе с детьми со стертой формой дизартрии оказывает правильно подобранное медикаментозное лечение. Однако при высокой занятости невропатологов очень часто при обследовании не уделяется должного внимания стертым неврологическим симптомам, отчего и лечение может быть недостаточно эффективным. В этой связи учителю-логопеду будет полезным оформить самому направление ребенка к невропатологу (см. ниже). Данное направление представляет собой описание неврологических симптомов, характерных для речевых нарушений, связанных с поражением ЦНС. Такое направление будет удобно использовать в работе как логопеду, так и невропатологу, так как будут обследованы и описаны специфические симптомы в артикуляторной моторике.
Направление к невропатологу
С целью проведения дополнительного обследования и назначения физиопроцедур и медикаментозного лечения согласно приказу МЗ РФ № 311 от от 6.08.1999 г. об утверждении клинического руководства “Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств”направляется Ф.И.ребенка________________________
В анамнезе обнаружено_____________________________________
Особенности артикуляционного аппарата:
Губы (вялость)____________________Углы рта (опущены)_________________
Язык (тонкий, на дне рта, вялый, кончик малоактивный, при нагрузках мышечная слабость увеличивается)_______________________________________________________
Мимика лица (невыразительная)________________________________________
Мышцы лица (твердые на ощупь, напряженные)___________________________
Губы (в полуулыбке – верхняя губа прижимается к деснам, не может выполнить “трубочку”)___________________________________________________________
Язык (толстый, без выраженного кончика, малоподвижный)_________________
Голосовые связки (дрожание)
Язык (дрожание и легкое посинение кончика языка, прокатываются волны, не может удержать вне полости рта во время упражнения “лопаточка”) _______________________________________
Отклонение языка от средней линии___________________
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение)
Не сглатывается слюна во время говорения______________
Снижение объема и точности
артикуляционных движений (затруднение в выполнении, переключение от одного движения к другому, “нащупывание” нужной артикуляционной позы)
Смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц (подчеркнуть нужное)
(наличие искажений, смешений –
Произношение слов со сложной слоговой структурой__________
Длительная автоматизация звуков, долго не вводятся в речь_____
Просодика (интонационно-выразительная окраска речи)
Голос (страдает высота, сила, носовой оттенок, монотонность при рассказывании стихов, тихий во время речи, не удается звукоподражания)
Вдох (речь на вдохе)_________________________________________________________
Графические навыки (трудности при овладении: плохой почерк, медленный темп, “зеркальное письмо”, замены букв)______________________________________________________________________
Внимание (нарушено: повышенная отвлекаемость, не может сосредоточиться)______________
Память ( трудности запоминания материала (целого предложения, стихотворения), быстрое его забывание)________________________________________________________________________
На основании вышеописанных показаний предполагаемое речевое заключение_______________________________________________________________________
Шифр заболевания__________________в соответствии с приказом МЗ РФ № 311 от 06.08.1999 г.
Учитель-логопед (наименование учреждения, ФИО, подпись, печать учреждения)._____________