Правила безопасного сна для вашего младенца

Когда груднички начинают переворачиваться: как научить кроху необходимым умениям

Содержание

Многие молодые родители при появлении крохи в семье задаются вопросом, когда груднички начинают переворачиваться. Казалось бы, все придет со временем, но многих мамочек беспокоит, если малыш даже не пытается перевернуться со спины на бок и дальше. Но действительно, кроха получает новые навыки, когда готов к этому, хотя доктора рекомендуют в определенном возрасте все-таки подталкивать младенца к познанию новых возможностей. Это необходимо и для адекватного, своевременного развития головного мозга, ведь в столь раннем возрасте физические, умственные, психические способности тесно взаимосвязаны.

  • Как накормить кроху: подводные камни грудного вскармливания
  • Зачем грудничку делают анализ кала на углеводы?
  • Зеленый кал у грудничка на искусственном вскармливании и на ГВ: о чем нужно знать?
  • О чем расскажет объем головы крохи?
  • Когда грудничок начнет четко видеть и слышать окружающих?
  • Когда малыш должен научиться держать головку?

Нормы физических умений

Малыши начинают усердно ворочаться месяцев с 3-х. Конечно, у них далеко не сразу все получается, и номой считается самостоятельный переворот со спины на живот примерно к 4-м месяцам. Но этот момент у каждого младенца наступает индивидуальным образом, поэтому не стоит оставлять такого грудничка на пеленальном столике без присмотра. Впрочем, и с дивана лететь высоковато, поэтому малыш должен быть всегда под присмотром или же в кроватке-манеже.

Традиционно умение переворачиваться развивается постепенно: к 4-м месяцам карапуз поворачивается на бочок, а еще через месяц уже смело перекатывается на живот. Очевидно, что с этого момента кроха может просто кататься по большой плоскости в различных направлениях. И хорошо, если такая плоскость не закончится обрывом – с дивана, столика, люльки.

Стоит бить тревогу, если младенец не переворачивается, как положено, к полугоду.

Внимательные родители обычно к этому возрасту понимают, насколько своевременно развивается ребенок, есть ли какие-либо родовые осложнения, необходимость стимуляции и лечения, поэтому традиционно такие мамы и папы обращают внимание на неумение крохи активно шевелиться. Но если все-таки вы не знаете причин, то в 6 месяцев точно нужно обратиться сначала к педиатру, а, возможно, и к неврологу, чтобы исключить нарушения развития, прохождения нервных импульсов и т.п. Как правило, в таких случаях назначают массажи, ЛФК и другие процедуры.

Гимнастика для 3-месячного крохи

Как научить малыша переворачиваться? Начинать нужно с элементарного массажа и зарядки примерно в 3 месяца:

  1. Универсальным можно назвать упражнение «велосипед». При занятиях с малышом нужно просто сгибать ножки поочередно в колене без излишнего нажима.
  2. Кроха должен крепко схватить вас за большие пальцы рук. В таком положении можно дать младенцу подтягиваться – до положения сидя и сразу же карапуза нужно положить на спинку. Дальше важно разводить ручки в стороны и сводить их на груди с небольшим усилием, чтобы развивались мышцы.
  3. Обязательно выкладывайте грудничка на животик, что нужно делать с одного месяца, чтобы развивались мышцы шеи. В 3 месяца новорожденный должен лежать так минут 10, чтобы активнее работать шеей и всеми мышцами.

Как научить переворачиваться? Сначала убедитесь, что ребенок уверенно держит голову, тянется за игрушками, крепко их держит, подтягивается на ручках, когда хватает вас за большие пальцы рук. Теперь уж точно пришло время получать новые навыки.

Как научить переворачиваться 4-месячного малыша

Начните с подготовки:

  • Для обучения необходима достаточно жесткая поверхность. Со временем кроха научится кувыркаться и на диване, и в кровати, но начинать нужно на твердом, чтобы ничто не пружинило, и успех зависел только от навыков младенца.
  • Как научить кроху активнее двигаться? Предоставьте ему интересную цель, чтобы он захотел дотянуться – игрушку, что-то новое, яркое, шелестящее.
  • Занимайтесь только в хорошем настроении.
  • Лучше всего делать такую зарядку без какой-либо одежды, чтобы ничто не сковывало младенца. Кроме того, это поможет укрепить его иммунитет.

Эффективные упражнения

Массажисты с большим опытом нередко акцентируют внимание родителей на том, что важно не просто учить переворачиваться, а именно знать, как научить правильно переворачиваться! Дело в том, что грудничок может перекатываться «колбаской», как называются простейший навык специалисты. На самом деле должны быть задействовать определенные мышцы, и если ребенок этого не делает, он не развивается, а просто катается по любой поверхности.

Чтобы научить правильно переворачиваться, можно делать следующие упражнения:

  1. Положите кроху на спину и покажите ему яркую игрушку. Отложите ее на расстоянии около 30-ти см в стороне. Младенец будет тянуться как минимум одной рукой. Если он может переворачиваться даже на бок, придется ему показывать каждый этап такого переворота. При этом важно каждое действие фиксировать хотя бы на пару секунд, чтобы кроха поработал мышцами в каждом положении. Это помогает запоминанию, ведь мышцы имеют свойство «помнить» движения.
  2. Положите младенца на спинку, так же разместите недалеко игрушку. Теперь «покажите», как нужно переворачиваться: согните ножку в колене и поворачивайте в сторону игрушки так, чтобы для поворота на живот колено стало опорой. Можете предложить для толчка и свой палец, чтобы малыш схватился за него и подтянулся.
  3. Чтобы карапуз почувствовать собственную силу, дайте ему опору под пятки и палец в качестве «турника», и кроха попробует сам перевернуться.
  4. Поупражняйтесь переворачиваться с бочка на живот с мышечным усилием, а не перекатом «колбаской»: пусть малыш лежит на боку, но положите что-нибудь за его спинкой, чтобы он не упал, а впереди обязательно положите игрушку. Следите за тем, чтобы младенец тянулся, а не катился. В идеале он должен облокотиться на локти и колени (ножки, конечно, в этом процессе участвуют полностью).
Читайте также:  В Роспотребнадзоре заявили об угрозе пандемии нового штамма свиного гриппа Новости Известия

Переворот обратно

Как правило, перевернуться с живота на спину малышу проще, чем наоборот, но и это порой не получается у крупных и тяжелых карапузов. Как научить переворачиваться в этом случае? Может быть немного сложнее, чем со спины:

  • Положите кроху на живот, покажите ему игрушку, которая его должна заинтересовать. Когда малыш потянется за погремушкой, отводите ее так, чтобы ребенку было необходимо перевернуться.
  • В положении лежа на животе заинтересуйте кроху игрушкой, согните его ножку в колене и «покажите», как нужно переворачиваться. Повторите так несколько раз, чтобы грудничок понял, что так он сможет достать интересную ему вещь. Поверьте, даже такие крошечные детки быстро понимают, что именно так они смогут доставать очень много интересного.

В заключение

Важным нюансом достижения успеха является регулярный повтор упражнений. При этом важно заниматься на обе стороны, несмотря на то, что у каждого малыша будет получаться на один бок, и лишь через время он научится переворачиваться на другой бок. Не стоит паниковать – это нормальное явление, которое зависит от того, какая половина мозга более активна. По той же причине общество делится на «правшей» и «левшей».

Чтобы ускорить процесс обучения, улучшить физические способности малыша, способствовать его физическому и умственному развитию, можно регулярно делать профессиональный массаж, заниматься плаванием и закаливанием. При помощи специалистов можно существенно улучшить состояние даже тех крох, которые были значительно травмированы в родах. Поэтому никогда не опускайте руки и помните, что в первый год жизни младенца вы можете изменить буквально все в его жизни простыми и уверенными действиями.

Когда ребенок начинает переворачиваться со спины на бок самостоятельно и от чего это зависит?

Родители грудничков с трепетом ожидают появления новых навыков у своего чада. Как только он научится держать головку, опытные родители начинают готовиться к новой стадии развития своего малыша – к переворотам. Когда ребенок начинает переворачиваться со спины на бок и что делать, если он упорно не хочет совершать таких движений, мы расскажем в этой статье.

Несколько слов о нормативах

У молодых родителей вопросов много. В поисках ответов на них они обращаются к педиатрам и в интернет. Неудивительно, что полученные ответы расстраивают мам и пап и заставляют их переживать за развитие своего малютки. Дело в том, что никаких норм для переворота с живота на бок или со спины на бок не существует. Грамотный и опытный детский врач обязательно ответит, что малыш совершит нужное действие тогда, когда будет к нему готов.

Тем не менее кто-то придумал и активно распространяет нормативы, которые годятся разве для справочного использования и не могут применяться к конкретному ребенку никогда и ни при каких обстоятельствах. Они гласят, что малыши должны непринужденно поворачиваться на бок со спины примерно в 4-5 месяцев.

Если ваш малыш в свои 4-5 месяцев такие движения не освоил, это нельзя считать отклонением и бросаться лечить совершенно здорового ребенка, не жалея сил и средств. Просто его время еще не пришло и нужно немного подождать. Именно такое родительское поведение считают правильным все именитые врачи-педиатры – Рошаль, Комаровский, Спок.

На практике родители, которые начитались женских форумов и расстроены тем, что у других «дети переворачиваются чуть ли не с 3 месяцев», часто действуют неправильно – они начинают активно помогать ребенку, изводят его массажем, несут на прием к неврологу и требуют назначить им лекарства.

Неумелые действия при массаже и попытки «развивать» чадо с помощью прыгунков – главная опасность для ребенка, считают врачи. Ранняя вертикальная нагрузка, которую испытывает младенец, которого подвешивают в прыгунки, может привести к серьезным проблемам с позвоночником и ножками, с тазобедренными и коленными суставами.

Остановить родителей может только один веский факт: ребенок не начнет переворачиваться раньше, чем его опорная система и мышцы будут готовы к совершению таких действий. Ни массаж, ни другие меры родительского реагирования не помогут ускорить этот процесс.

Факторы влияния

Так почему же одни дети начинают переворачиваться раньше, а другие не спешат перекатываться на бочок, даже достигнув возраста, который указывается в среднестатистических нормативах? Ответ на этот вопрос дать довольно сложно.

Есть множество факторов, которые влияют на скорость физического развития малыша. Перевороты, в частности, зависят от того, насколько боковые мышцы, мышцы спины и живота могут справиться с поставленной природой задачей. Как только они будут готовы, ребенок перевернется самостоятельно, без посторонней помощи, к великой радости всех домочадцев. Факторами замедления физического развития могут быть различные причины.

  • Лишний вес ребенка. Родившиеся крупными дети, к тому же не жалующиеся на отсутствие аппетита, вполне могут весить больше, чем нужно, именно это и является причиной нежелания ребенка переворачиваться куда-либо.
  • Недоношенность. Если малыш родился раньше назначенного акушерами срока, у него более слабые мышцы и связки. Для того, чтобы окрепнуть, таким малышам нужно больше времени, чем их ровесникам, которые появились на свет вовремя.
  • Генетическая предрасположенность. Если мама и папа в детстве развивались медленно, неторопливо, то ждать, что ребенок начнет опережать нормы, не стоит.
  • Особенности характера. Есть дети подвижные и непоседливые с самого рождения, а есть ленивые «сони», которые в силу своего темперамента не спешат отправляться на исследование мира, их пока вполне устраивают сон и еда.
  • Наличие родовых травм и заболеваний. Дети, получившие в родах травмы либо имеющие врожденные заболевания, осваивают навыки двигательного характера позднее, хотя все зависит от конкретного заболевания – при ДЦП ребенок может не переворачиваться совсем, а при ишемии и гипертонусе он освоит навыки переворотов, но позднее своих ровесников.
Читайте также:  Фотоэпиляция как делают Эффективность процедуры, отзывы и фото

Что делать?

Для начала нужно успокоиться и здраво оценить ситуацию. Педиатр и невролог на первом медосмотре уже наблюдали ваше чадо, и будь у него родовые травмы, они бы уже обнаружились. Если у ребенка стоит диагноз, действовать нужно в четком соответствии с рекомендациями врача. Если диагнозов не установлено, не ищите проблем там, где их, скорее всего, нет. Просто подождите еще несколько недель. Дайте малышу время, чтобы освоить новые движения самостоятельно.

Если жалоба у родителей только одна – отсутствие переворотов на бок и у ребенка нет иных отклонений в развитии, волнения совершенно излишни.

Посетить доктора имеет смысл только тогда, когда помимо отсутствия переворотов у ребенка плохой аппетит, частое и обильное срыгивание, неглубокий и короткий сон, если в периоды бодрствования он почти постоянно плачет, не реагирует улыбкой на маму, не оживляется при виде родителей или ярких погремушек.

Ребенок в 4-5 месяцев должен уметь брать в ручки определенные предметы, тревожным признаком является отсутствие такого умения. Если же чадо прекрасно хватается за подставленные пальцы, пытается подтянуться, интересуется игрушками и мамой, ищет глазами источники звуков, то его неумение перекатываться на бок нельзя считать патологией.

Научить ребенка переворачиваться на бок практически невозможно. Но родители могут помочь ему быстрее окрепнуть. Для этого с разрешения педиатра можно делать легкий массаж, заниматься с грудничком гимнастикой, больше гулять на свежем воздухе и правильно кормить.

Массаж

Можно посетить массажиста в поликлинике, но лучше освоить простой и совершенно незатратный массаж самостоятельно, тем более что тактильный контакт с мамой очень важен для малыша, и никакой дядя с дипломом не сможет подарить ребенку ощущение комфорта и удовольствия, если делать массаж в условиях поликлиники.

Ничего сложного в общеукрепляющем классическом массаже нет. Теплыми руками и с обязательным применением массажного масла или детского крема мама сначала совершает легкие поглаживания грудки, живота и конечностей ребенка по направлению сверху вниз. Потом следует более интенсивное растирание груди, круговой массаж ладонью живота, завершается все легкими вибрирующими постукиваниями кончиками пальцев по коже.

После этого переворачивают ребенка на живот и повторяют все то же самое, но уже со спинкой, уделив особое внимание мышцам спины, косым боковым мышцам. Следует избегать давления и массирования позвонков. Все движения мама выстраивает вокруг позвоночного столба.

Если ребенок начинает плакать в процессе массажа, ослабьте давление рук, если и это не помогает, остановите сеанс и вернитесь к массажу позднее, когда ребенок будет в хорошем настроении.

Сопровождайте массаж песенками и стишками, забавными звуками, чтобы малыш расценивал его как веселую и увлекательную игру.

Упражнения

Для укрепления боковых мышц, которые и отвечают в основном за возможность поворачивать корпус, используйте типичное детское любопытство. Во время воздушной ванны, например, после массажа, поставьте справа или слева от ребенка новую яркую игрушку. Если малыш лежит на спине, придерживайте его ножки своими руками. Тогда, чтобы повернуться и посмотреть на интересный предмет, малышу придется слегка напрягать боковые мышцы и мышцы шеи.

После того как кроха сумеет рассмотреть игрушку справа от себя, переместите ее и расположите с левой стороны, чтобы боковые мышцы справа и слева развивались симметрично.

Аналогично стимулируют боковые мышцы ребенка из положения лежа на животе. Помните: без веской мотивации ребенок никуда ворочаться не захочет. Заинтересуйте его.

В рамках каждодневной гимнастики используйте всем хорошо знакомые упражнения на приведение ножек к животу, на попеременное их приведение («Велосипед»). Стимулируйте повороты, подводя ножку и помогая ребенку перекатиться на бочок. Чаще оставляйте ребенка в положении лежа на боку, освоив переворот с бока на спину. Он довольно быстрой поймет, что можно переворачиваться и в обратной последовательности.

Не занимайтесь гимнастикой и не проводите массаж, если малыш болен, если у него температура, режутся зубки или просто плохое настроение.

Полезные советы

Родителям важно знать следующее.

  • Относитесь к массажу и гимнастике не как к лечению, а как к повседневному рациону, направленному на развитие и укрепление малыша в целом. Малыши очень чувствительны к настроению взрослых, и если мама будет все драматизировать, то адекватно относиться к развивающим занятиям кроха не будет – они будут вызывать у него слезы и недовольство.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. У него свой путь развития, и эталонов для него создавать не нужно. Принимайте и любите малыша таким, какой он есть.
  • Как только ребенок проявит первые попытки переворачиваться на бок, помните, что положение на боку – самое неустойчивое, внимательно следите за ним, чтобы ребенок не упал, скатившись с пеленального столика или дивана.
  • Хорошо помогает укрепить мышцы плавание, практиковать которое можно в любом возрасте. Если самостоятельно научить малыша плавать не получается, обратитесь в любой бассейн или дворец водного спорта, где есть специальные группы для крох.
  • Помните, что ребенок, освоив перевороты со спины на бок, может начать хуже спать. Он будет менять положение тела во сне и в первое время будет сам пугаться этого, просыпаться и плакать. Позаботьтесь о том, чтобы спонтанным переворотам препятствовали два мягких небольших валика из скатанных рулоном пеленок.

О том, как научить ребенка переворачиваться, смотрите далее.

Двигательное развитие ребенка

Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.

С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.

Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
Ребёнок лежит на спине.
Поворачивается на один бок, на другой, на живот. Поднимает руки, упирается.
Ползает по-пластунски. Поднимает голову и охватывает пространство.
Садится. Ползает на четвереньках.
Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться, не только держать голову, и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

Читайте также:  У меня стресс! » чем можно заболеть, если постоянно нервничать

В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего). Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх- месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком. Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Не ползал вообще или ползал мало на четвереньках, или ползал только назад. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.

У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

При копировании эталона (специально разработанной геометрической фигуры), ребёнок также странным образом всё искажает, например, ребёнок может переворачивать рисунок на 90◦ при неизменном положении эталона (изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось), что приводит к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, так называемая хаотичность, мозаичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая или правая сторона листа. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. У такого ребёнка будут ошибки при письме.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

В нашем центре, многие особенности развития ребёнка можно скорректировать с помощью коррекционно-развивающих и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Ссылка на основную публикацию
Почему чешутся ладони рук причины и решения в журнале Mamsy
Чешутся ладони Выявить сразу причины того, почему чешутся ладони, непросто. Особенно когда кроме зуда иных симптомов не наблюдается. Довольно часто...
Почему ребёнок срыгивает фонтаном Решение проблемы срыгивания грудными детьми смеси
Ребенок срыгивает фонтаном Все мамы новорожденных сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок срыгивает фонтаном. Паниковать в подобной ситуации не стоит,...
Почему ребенок ходит на цыпочках советы остеопата Marie Claire
Что делать, если маленький ребенок ходит на носочках Какие болезни проявляются ходьбой на носочках В каких случаях это нормально Что...
Почему чешутся ноги и как избавиться от зуда — Лайфхакер
Почему ноги опухли и покраснели Каждый человек может столкнуться с ситуацией, когда появляется, казалось бы, необъяснимая боль в ноге, а...
Adblock detector