Расстройства аутистического спектра у детей Детский Клинико Диагностический центр в Домодедово

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Светлана
Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА):

-снижение или отсутствие коммуникативных функций,

-изменение эмоционального фона,

-набор стереотипных действий, избирательность.

В результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутического спектра» используются как синонимы, что ошибочно.

Что такое аутизм? Аутизм это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира. Называется Аутизм по разному, но суть одна. Все люди испытывают трудности в трёх областях, которые называются «триадой нарушений при аутизме»:

1. трудность с социальной коммуникацией

2. трудности с социальным взаимодействием

3. трудности с социальным воображением.

Проявления Раннего детского аутизма: неуместный смех или хихикание, отсутствие чувства опасности, пониженная чувствительность к боли, может избегать объятий, необычные и однообразные игры, неровность в физических и вербальных навыках, может избегать контакта глазами, может предпочитать одиночество, трудности в выравнивании потребностей, может использовать жесты, необычная привязанность к предметам, настаивает на однообразии, повторение чужих слов и фраз, повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции, вращение предметов или вращение на месте, трудности в общении с другими людьми.

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает ряд признаков, которые присущ РДА. Но, как правило,при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт:-те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезадаптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

При всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА-не одно и тоже. Это связано с тем, что РАС не является самостоятельным заболеванием. Рас –это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. РАС всегда является последствием неврологического нарушения ЦНС как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РДА очень сложно компенсировать, и, как правило,детей с таким нарушением обучают специальной адаптации:

-навыки вербального и невербального взаимодействия с окружающим миром

-развитие кинестетических навыков:

Умение воспринимать своё тело, направление движений, пространство, дающих ребенку невербальное понимание.

-Анализ поведенческой терапии=АВА

-Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует востановлению нервных связей в коре головного мозга.

При РАС, компенсаторные возможности существенно шире.

В справочнике с РДА при РАС прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. Работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны при РДА.

Одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА).

В частности, речь идет о переводе ребенка с РАС на карточки PECS.

К сожалению, в 80% случаев ребенок с РАС в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию.

Карточки PECS можно применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации невозможно.

Как распознать аутизм в раннем возрасте:

-задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими

-чувствительность к сенсорному дискомфорту

-избирательность в еде

-однообразная игра ребенка с предметами

-неустойчивость ритма «сон-бодрствование»

-двигательная сфера развивается неравномерно.

Поведение ребенка,вызывающие у родителей опасения:

-ребенок не смотрит в глаза

-говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице

-все время повторяет слова, фразы

-ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала

-не произносит слова, мычит

-не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с детьми

-ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на маму, не реагирует на просьбы, имя

-трясет головой, руками, раскачивается

-ходит на носочках

-грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу

-у ребенка истерики, приступы агрессии

Читайте также:  Как отходят околоплодные воды - Роды

-боится незнакомых/чужих; пугается звонков, вздрагивает

-боится света, все время выключает его.

Классификация аутизма (Никольская О. С):

*первая форма-полная отрешенность от происходящего;

*вторая форма-активное отвержение;

*третья форма-захваченность аутистическими интересами;

*четвертая форма-чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Классификация по степени тяжести:

1) Полная отрешенность от происходящего-избегают любых контактов с внешним миром

2) Активное отвержение окружающей среды-Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции.

3) Захваченность аутистическими интересами-дети стараются укрыться от мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.

4) Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой- наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта-повышенная ранимость, уязвимость.

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (3–4) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Консультация для родителей «Ранний детский аутизм: есть повод для беспокойства» Очень часто родители, начитавшись ИНТЕРНЕТА и здорового ребенка «превращают» в «артиста-аутиста». Давайте разбираться: аутизм — нарушение.

Ранний детский аутизм. Вопросы, проблемы Аутизм — что это? 2 апреля — особая дата в международном календаре. Этот день посвящён аутистам — людям, которые абсолютно беззащитны.

Консультация «Расстройство аутического спектра» Последние годы всё чаще приходится встречаться с детьми с расстройством аустического спектра (РАС, практически в каждой группе детского.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей, расширения знаний и представлений взаимосвязей окружающей действительности.

Сценарий праздника «День Нептуна» для детей с расстройством аутистического спектра Цель: создание условий для праздничного настроения у детей. Задачи: 1. Познакомить с праздником «День Нептуна». 2. Развивать зрительно-моторную.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о РАС

Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?


Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Уинг, 1996). Следующее описание «триады нарушений» адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд; может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями; может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других; может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

К примеру: может не развить речь; может использовать речь только для описания нужд; может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием; может быть крайне буквальным в интерпретации речи; может не распознавать интонации речи других; может говорить монотонно; может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре; может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие «ролевых игр».

К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении; может следовать набору схем ритуалов; может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть; могут отсутствовать богатые воображением игры; может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла; может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.

В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?

Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка; ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты); социальную нечувствительность; специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам

Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

Читайте также:  О постельных клопах и борьбы с ними методах

Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

Что такое центральное согласование?

Центральное согласование — существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое; затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей; затруднения с пониманием событий; знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления; настаивание на однообразии; сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

Что такое модель психического?

К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.

Что такое функции программирования и контроля?

Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели; придерживание стратегии достижения этой цели; отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей; планирования; определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи); последовательных размышлений; импульсивности.

Что вызывает расстройства аутического спектра?

Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М., 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов; быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

Можно ли вылечить РАС?

РАС — первазивное нарушение развития; это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

Какие преимущества есть у людей с РАС?

Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности «саванта».

Представленный выше материал — сокращённый перевод текста «Autism Pack».

Вопрос-ответ. Какая связь между аутизмом и умственной отсталостью?

Ответ эксперта на вопрос родителей о том, что значит диагноз «умственная отсталость» при аутизме

Перевод: Елизавета Морозова

У моего четырехлетнего сына диагностировали первазивное расстройство развития. Во время недавнего обследования специалист сказал, что у сына «умственная отсталость в дополнение к аутизму». Какая есть связь между расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью? Есть ли у моего сына еще и отсталость?

Это очень сложный и болезненный для многих вопрос. Скорее всего, каждый специалист ответит вам по-своему. Пожалуйста, поймите, что сейчас я выскажу лишь собственное мнение, которое отражает мои собственные пристрастия и личное понимание существующей научной литературы. Также я не могу говорить конкретно про вашего ребенка, так как для этого у меня недостаточно информации.

После этих обязательных оговорок, выскажу свое мнение вкратце: вполне возможно, что функционирование вашего сына на данный момент соответствует критериям умственной отсталости, но это не обязательно означает, что у него есть умственная отсталость. Попробую объяснить, что я имею в виду. Рассмотрим критерии для диагноза «умственная отсталость». В диагностическом и статистическом руководстве психических расстройств есть три критерия умственной отсталости:

— Коэффициент интеллекта на два или более стандартных отклонения ниже среднего значения.

— Значительные дефициты адаптивных жизненных навыков.

Читайте также:  Праджисан инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Prajisu

— Эти проявления появились до возраста 18 лет (другими словами, до завершения психического развития).

Ваш сын соответствует этим трем критериям? Им соответствуют большинство детей, у которых диагностировали расстройство аутистического спектра (РАС). Однако проблема в том, что это может быть не дефицит интеллектуальных способностей, а отражение нынешних поведенческих, коммуникативных и социальных проблем.

Давайте подумаем, как проводятся стандартные тесты на интеллект. Обычно они требуют взаимодействия ребенка и специалиста, в том числе ответов на вопросы, выполнения инструкций, имитации, рецептивного определения или называния различных предметов. У многих детей с аутизмом попросту отсутствуют все эти навыки на момент тестирования.

Известно, что в результате эффективной программы поведенческой терапии коэффициент интеллекта многих детей с аутизмом «прыгает» на десятки пунктов вверх. Почему это происходит? У этих детей волшебным образом повысился интеллект, или же просто у них были сформированы навыки, позволяющие принять участие в тестировании? Мне кажется, второе объяснение гораздо более вероятно.

И это подводит нас к следующему вопросу. А что такое, собственно, «интеллект»? Это какой-то общий фактор, или же это несколько более конкретных факторов? Как сказал в свое время один специалист, интеллект — это то, что измеряет тест на интеллект.

Давайте рассмотрим такую ситуацию: иногда я работаю в Ирландии, и однажды я был в аэропорту Дублина вместе со своей подругой и коллегой, Мередит Ниделман (необыкновенно замечательным логопедом), после проведения местных консультаций. Она читала мне историю из журнала про какую-то кинозвезду. В какой-то момент Мередит осознала, что я смотрю на нее непонимающе, улыбнулась и сказала: «Ты ведь даже не знаешь, про кого речь, верно?» Боюсь, я понятия не имел. Я не опознаю 98% знаменитостей, даже если мне пистолет к голове приставить. Просто это область, которая мне совершенно не интересна. Можете считать меня культурно неграмотным.

Зачем я про это рассказываю? Потому что многие дети, у которых диагностировано РАС, не получают того жизненного опыта и знаний, которые нужны для ответов на вопросы при оценке интеллекта. Например, несколько лет назад я тестировал одного ребенка. Когда я встретился с ним впервые, он не пользовался туалетом, не говорил, а ел только детское питание и больше ничего. В течение следующего года его семья и специалисты прикладывали просто невероятные усилия, и все эти проблемы так или иначе уменьшились, и с ним уже можно было провести тестирование интеллекта, в том числе, ту часть, где нужно было называть то, что изображено на картинке. И этот ребенок смог назвать много предметов, но очень многие изображения он не знал.

Когда я обсуждал результаты тестирования с его мамой, я спросил, видел ли ее сын домашних животных, которых нужно было назвать в ходе теста. Его мама посмотрела на меня так, как будто у меня было восемь голов, и спросила, считаю ли я, что с учетом прошлых проблем сына, они часто водили его в контактный зоопарк. Вполне резонный ответ, но сейчас возможности ребенка уже стали другими. Так что я созвал людей поумнее меня (его дефектолога, тьютора и логопеда), и мы, вместе с его семьей, составили план, по которому каждую неделю мальчик должен будет «наверстывать» упущенный опыт. Мы ходили с ним по мосту и тонеллю, были в зоопарке и аквариуме, были на бейсбольном матче, на побережье, в лесу и так далее. Должен также отметить, что во время того же тестирования интеллекта, в одном из субтестов, в котором не требовалась устная речь, результаты мальчика были значительно выше среднего значения.

Что же касается вашего сына, то тут нужно больше информации. Какой именно тест применялся? В нем были вербальные и невербальные компоненты? Насколько большим был разброс результатов в различных субтестах? Этот тест подходит ребенку его возраста? Этот тест был стандартизирован для людей с инвалидностью? Он проводился правильно? Тест проводился человеком, с которым ребенок знаком, в знакомой обстановке, либо тест проводился в условиях, в которых ребенку было некомфортно или у него не было мотивации сотрудничать?

Собиралась ли информация по адаптивному поведению? Очень часто для этого не тестируют ребенка, а проводят интервью с родителями, сравнивая поведение ребенка с возрастной нормой. Если да, то каким был разброс между шкалами? Большой разброс между отдельными шкалами или разброс в пределах нормы может говорить об отсутствии умственной отсталости. Наконец, правильно ли проводился тест адаптивного поведения? Я не шучу, каких я только историй не слышал, вплоть до того, что родителям высылали опросник по почте и просили его заполнить, что совершенно не подходит для такого типа тестирования.

В любом случае, я считаю, что лучше всего вам воспринимать диагноз «умственная отсталость» просто как условное описание для дефицита языковых, социальных и других навыков у вашего ребенка. Не нужно считать это какой-то врожденной и глобальной задержкой интеллекта.

Не говорите о вашем ребенке в его присутствии так, как будто его здесь нет. Он может понимать гораздо больше, чем вам кажется. И не отказывайтесь от попыток обучать ребенка тем или иным навыкам из-за этого диагноза. Просто убедитесь, что у него есть все необходимые предварительные навыки, а потом ставьте новую цель. Дети удивляют нас каждый день.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ссылка на основную публикацию
Раковые клетки в организме убивает спирт американские ученые выдвинули смелую гипотезу; ФИТНЕС; ЗДОР
Спиртное действует на рак как допинг Этанол провоцирует раковые заболевания не прямым снижением иммунитета. Он действует намного тоньше и изощреннее,...
Рак желудка описание рентгенограммы
Диагностика рака желудка Эндоскопическая диагностика Эндоскопическая диагностика приобрела широкое распространение в связи с разработкой и внедрением в клиническую практику эндоскопов...
Рак кишечника — прямой, толстой, слепой кишки лечение, симптомы рака — клиника ЛИСОД в Киеве, Украин
Лечение рака прямой кишки: сфинктеросохраняющие операции В иностранной практике рак прямой кишки чаще всего рассматривается в комплексе с другими видами...
Раменское — Круглосуточные стоматологии на карте — Социальные клиники стоматологии
Круглосуточная стоматология в раменском Наша компания обязуется обеспечивать защиту вашей конфиденциальной информации. Наша политика конфиденциальности разъясняет, какую информацию мы о...
Adblock detector