Студопедия — Поле зренияМеханизмы восприятия глубины пространства

Развитие зрения у детей в норме

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ

Все дети рождаются с низким зрением. Острота зрения новорожденного от светоощущения до 0,03. По мере совершенствования различных отделов зрительной системы и развития связей между клетками сетчатки и клетками головного мозга зрение быстро улучшается.

ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

В первый месяц жизни ребенка его зрение в результате недоразвития коры полушарий мозга является подкорковым, примитивным, диффузным светоощущением. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде слежения. Это врожденная функция: слежение продолжается секунды, при этом взор ребенка на предметах не останавливается. Со второй недели появляется фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см в секунду. Лишь ко второму месяцу, в связи с функциональным совершенствованием черепной иннервации, движения глаз становятся координированными. Как следствие появляется синхронное слежение-фиксация, то есть продолжительная бинокулярная (двумя глазами) фиксация взора. С этого времени осуществляется слияние двух зрительных восприятий от обоих глаз в одно – развивается одновременное зрение. Предметное зрение начинает проявляться у детей примерно со 2-го месяца жизни, когда ребенок живо реагирует на грудь матери. К 6-8 месяцам дети начинают различать простые геометрические фигуры, а с 1 года жизни – рисунки. В 3-летнем возрасте острота зрения равная единице обнаруживается у 5-10% детей, в 7 лет у 45-55%, в 9 лет у 60%, в 11 лет у 80%, в 14 лет у 90 % детей. Цветовое зрение появляется в 3-4 месяца и в основном формируется к 5-6 годам. На 3-4 месяце возникает сужение зрачка, когда ребенок фиксирует глазами близкие предметы, то есть появляется аккомодация (изменение преломляющей силы глаза посредством изменения формы хрусталика). До 3 лет цилиарная мышца находится в спастическом состоянии (спазм аккомодации). К концу первого полугодия появляются условные рефлексы: фиксация взглядом, содружественное движение глаз, конвергенция (поворот глаз кнутри при рассматривании близких предметов). Аккомодация и конвергенция (сведение зрительных осей обоих глаз при рассматривании предмета вблизи) тесно связанные функции: напряжение аккомодации приводит к увеличению конвергенции. В результате может произойти перекрест зрительных осей глаз и ребенок все предметы будет видеть двоящимися (диплопия). Чтобы избежать неприятных ощущений диплопии, ребенок будет использовать глаза поочередно или предпочтет использовать лучший глаз, подавляя изображение второго. По мере повышения остроты зрения в первые месяцы жизни ребенок, разглядывая объекты на разном расстоянии, начинает периодически получать четкое их изображение. Это служит стимулом для дальнейшей тренировки аккомодации. К концу 3-4 месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчиво двумя глазами, то есть бинокулярно. В начале это плоскостное бинокулярное зрение. Осязая различные предметы, ребенок получает ощущения об их трехмерном измерении. Сопоставляя перемещение своего тела с изменениями величины получаемых от предметов изображений, дети, когда они начинают ползать и ходить, развивают вторую сторону бинокулярного зрения – пространственное расположение предметов и отстояние их от глаз. Высшая форма бинокулярного зрения – стереоскопическое (качественная характеристика трехмерного пространства) определяется уже в 6 лет, но полностью формируется к 12-15 годам. Бинокулярное зрение развивается нормально, если оба глаза используются одинаково и если изображения сливаются в одно. Когда изображения неодинаковые и не могут быть слиты, бинокулярное зрение не развивается. Основные причины нарушения развития бинокулярного зрения: различная рефракция на обоих глазах (подразумевается клиническая рефракция, характеризующая положение главного фокуса оптической системы глаза по отношению к сетчатке), косоглазие. При этом в зрительные центры головного мозга поступает от одного глаза четкое изображение, от другого глаза – размытое. В этом случае ребенок использует глаза поочередно или предпочтительно только один глаз. Если одно изображение не используется достаточно долго, структурные изменения зрительных путей приводят к развитию амблиопии в хуже видящем глазу, то есть к «ленивому глазу». Амблиопия – понижение зрения на одном или обоих глазах вследствие их бездеятельности.

Рефракция значительно меняется в течение роста ребенка, особенно в первые 2 года жизни, в связи с быстрым ростом диаметра глазного яблока. Астигматизм (разная рефракция по двум взаимно перпендикулярным осям), часто определяемый в течение первого года жизни, обычно исчезает на протяжении второго года. Наиболее сильные аномалии рефракции, нарушающие развитие зрения, должны быть скоррегированы как можно раньше. Приучить к очкам младенца легче, чем убедить носить очки ребенка в возрасте 1 – 2 лет.

В норме глаза ребенка должны располагаться прямо, смотреть на один и тот же объект, и острота зрения должна быть симметричной. Иногда трудно определить, есть косоглазие или нет, особенно когда у ребенка широкая переносица. Тест на выявление косоглазия: посветить электрическим фонариком в глаза ребенка и посмотреть, симметрично или нет, отражается свет в зрачках обоих глаз. При малейшем подозрении на косоглазие ребенка нужно обследовать у офтальмолога. При лечении косоглазия могут потребоваться очки, аппаратное лечение, окклюзия глаз (глаза поочередно по определенной схеме закрываются окклюдором), хирургическое лечение. В каждом случае необходим индивидуальный подход. Задача лечения: поставить глаза прямо и обеспечить возможность нормального развития бинокулярного зрения. Раннее вмешательство при нарушениях бинокулярного зрения обычно означает, что потребуется меньше корректирующих действий и будет получен лучший результат. Тренировку и коррекцию нужно начать до того, как уменьшится пластичность функций коры головного мозга.

Острота зрения глаза может уменьшиться, если глаз не используется. В течение первого года жизни даже небольшое увеличение размеров века вследствие опухоли или отека способно настолько нарушить использование глаза, что это скажется на развитии центрального и бинокулярного зрения, причем даже после исчезновения припухлости. Следовательно, важно, чтобы отклонения от нормального развития были выявлены как можно раньше и немедленно принимались меры по их устранению. Развитие амблиопии чаще всего связывают с косоглазием. В амблиопичном глазу острота зрения значительно снижена и изображение от этого глаза не используется для осуществления зрительных функций более высокими отделами зрительной системы. Поэтому при обоих открытых глазах ребенок непроизвольно предпочитает изображение от лучшего глаза. Лечение амблиопии состоит в нейтрализации причины, вызывающей «неравенство» глаз. Для этого, прежде всего, проводится точная коррекция неправильной рефракции и назначается окклюзия глаз в различных вариантах. Обычно лучший глаз закрывают непрозрачным окклюдором и тренируют в игровых ситуациях амблиопичный глаз. Маленькому ребенку не нравится, когда ему заслоняют лучше видящий глаз. И здесь очень важно создать интересную игровую ситуацию, которая будет побуждать малыша использовать амблиопичный глаз. Тренировка должна проходить обязательно совместно с взрослым: разглядывание забавных картинок, работа с мозаикой, раскраски и обведение по контуру. Взрослый может рисовать что-то мелкое и советоваться при этом с ребенком, таким способом вынуждая его точно фокусировать взгляд на кончике карандаша. Когда использование ребенком амблиопичного глаза на близком расстоянии улучшится, следует начинать игры с мячом, которые требуют точной фиксации и прослеживания объекта на разных расстояниях. Чем интенсивнее тренировка, тем скорее будет заметен результат. Ситуация должна оставаться под контролем до школьного возраста, то есть до тех пор пока созревание зрительных функций не станет гарантией устойчивых результатов. Осознание важности раннего лечения и контроль развития зрения – путь к улучшению зрения детей.

Читайте также:  Криптоспоридиоз (cryptosporidiosis) Паразитарные болезни сельскохозяйственных животных Московский

КОНРОЛЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет.

2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза.

3. Кратковременное слежение в сторону медленно передвигаемого предмета, удаленного от глаз на 20-30 см.

2 – 3 НЕДЕЛИ

1. Слежение с кратковременной фиксацией передвигаемого предмета перед каждым глазом.

2. Общая двигательная реакция на световой раздражитель каждого глаза.

1 – 2 МЕСЯЦА

1. Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом.

2. Натуральный условный рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета.

3. Натуральный условный пищевой рефлекс – активная реакция на вид груди матери.

1. Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов разной величины, удаленных от глаза на разные расстояния.

2. Узнавание на небольшом расстоянии от глаз матери и других близких с общей двигательной реакцией.

1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые игрушки, геометрические фигуры.

2. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

1. Различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки различной величины и на различном удалении от глаз.

2. Активная реакция подвижности (поворота) глаз на перемещение предметов, людей, животных, машин и т. д.

1. Проверка остроты зрения по детским картинка разной величины на различных расстояниях от каждого глаза.

5 ЛЕТ И СТАРШЕ

1. Проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами.

Что такое бинокулярное зрение

Глаза человека — парный орган. И вдвоем, они позволяют видеть более качественно. Это называется бинокулярным зрением — когда изображения, полученный от двух глаз сливаются воедино в одну улучшенную картинку.

Это зрение очень важно для человека, хоть и сперва может показаться совершенно обратное.

Для чего нужно бинокулярное зрение, и как оно работает

Совмещенная картинка сразу от двух глаз имеет свое преимущество. Монокулярное зрение, то бишь, зрение одним глазом позволяет получить информацию о цвете, размере и форме объекта наблюдения.

Человеку с таким зрением становится довольно трудно ориентироваться в пространстве, так как ему сложно определить расстояние до предмета. Возникают проблемы с такими, казалось бы, простыми вещами, как вдевание нитки в иголку, или наливание воды в чашку.

Бинокулярное зрение позволяет точно определить объем предмета (из-за трехмерной картинки), точное расстояние, а также полный и глубокий рельеф.

Также вид сразу из двух глаз имеет гораздо большее поле зрения, и благодаря этому зрительные образы гораздо лучше воспринимаются.

По сути, бинокулярность улучшает качество зрения человека (исходя из научных подсчетов — на 0,1-0,2). Поэтому полноценное стереозрение очень важно для человека, а для таких точных и ответственных профессий как водители, хирурги и летчики точное стереоскопическое зрение и вовсе является обязательным фактором.

Как работает бинокулярное зрение

Основа этого зрения — возможность совмещать два отличающихся изображения во во время обработки в головном мозге.

Для этого необходимо, чтобы изображения, полученные от сетчаток каждого глазного яблока были полностью идентичными по высоте и ширине, имели одну и ту же форму. А также были проецированы на одни и те же чувствительные участки сетчатки.

Если картинка хотя бы на одном из глаз неправильно проецируется на сетчатку, попадая на диспарантные (несимметричные) точки, то изображения, при наложении друг на друга будут давать раздвоение картинки.

У человека правильное бинокулярное зрение появляется не с рождения. С рождения глазные яблоки младенцев вращаются несогласованно друг с другом, поэтому ни о каком бинокулярном зрении не может быть и речи.

Спустя от 6 до 8 недель, у ребенка развивается возможность зафиксировать оба глаза на одном общем объекте. К 4 месяцам ребенок полноценно способен на бинокулярную фиксацию. Автоматический рефлекс вырабатывается не ранее чем к 5-6 месяцам.

Полностью стереоскопическое зрение формируется к 12 годам. Именно поэтому такое нарушение как косоглазие (патология стереозрения), чаще всего возникает до этого возраста.

Для осуществления бинокулярного зрения, важны следующие условия:

  1. Способность мозга к слиянию двух наборов данных от каждой сетчатки.
  2. Полная согласованность всех мышц, опоясывающих глазные яблоки. Должно достигаться параллельное расположение глаз при направлении взгляда вдаль, и сведение глазных яблок при приближении к наблюдаемому предмету. А также важно синхронизированные движения глаз при фокусировке на движимых предметах.
  3. Нахождение глаз в одной вертикальной плоскости и на одной высоте. При нарушении симметрии глаз, например, после травмы или воспалений, поля зрения будут неверно совмещаться.
  4. Достаточно хорошее зрение на обоих глазах. Должно быть не менее 30-40% четкости изображения, воспринимаемого сетчаткой.
  5. Проецируемая картинка на каждой из сетчаток должны быть одинакового размера. При анизометропии, то бишь неправильной рефракции глаз стереозрение попросту невозможно. Допустимое расхождение анизометропии — до 3 диоптрий Для корректировки используют очки со специальными линзами. В ином случае, даже если больной обладает достаточно хорошим зрением в очках, у него не будет бинокулярного зрения.
  6. Все оболочки глаз должны быть достаточно прозрачными. Иначе если не будет достаточно света — не будет смысла в стереозрении. Роговица, стекловидное тело и в особенности — хрусталик не должны иметь никаких помутнений.
  7. Не должно присутствовать никаких нарушений в работе сетчатки и зрительном нерве. То же самое касается высших центров мозга, отвечающих за обработку изображений, полученных от сетчатки — зрительного тракта, хиазмы и т. д.
Читайте также:  Как восполнить дефицит кальция в организме Видео Пятый канал

Как определить бинокулярное зрение

Для определения бинокулярности вовсе не обязательно пользоваться сложным медицинским оборудованием. Чтобы определить ее, существует сразу несколько несложных способов:

  1. Один из наиболее быстрых способов — слегка надавить на одно глазное яблоко, на его веко сверху. Глаз в это время должен оставаться открытым. Даже при незначительном надавливании у человека с бинокулярным зрением буден наблюдаться раздваивание картинки. Это происходит из-за смещения картинки на несимметричные участки сетчатки глаза, на который надавили.
  2. Для следующего способа понадобятся пара карандашей и напарник. Для этого проверяемый и напарник берут в руки по карандашу, и держат их вертикально на вытянутой руке. Если человек может одним быстрым движением попасть кончиком своего карандаша по кончику другого — у него все в порядке с бинокулярным зрением. Соответственно если человек промахивается — у него с этим проблемы.
  3. Третий способ также весьма несложен. Для него понадобится бумага, свернутая в трубку. Одним глазом необходимо смотреть четко вперед через эту трубку, а напротив второго расположить ладонь, на расстоянии конца этой труби. И по итогу, изображения от каждого из глаз должны правильно наложиться друг на друга, и человек будет видеть как будто через отверстие в ладони все то, что видит другим глазом.
  4. Еще один простой способ — проверка на установочное движение. Для начала, необходимо сфокусировать оба глаза на достаточно близком предмете. После этого один глаз необходимо прикрыть, продолжая фокусироваться на предмете. Закрытый глаз при этом отклоняется от своей исходной позиции. Но как только заслон убирают, он выполняет установочное движение – поворачивается в сторону исходной позиции. Это и есть признак правильного стереоскопического зрения.

Конечно, чтобы более точно выяснить отсутствие стереоскопического зрения и его проблему необходимо воспользоваться специальным оборудованием. Например, по методу Белостоцкого-Фридмана.

На специальном приборе отображаются четыре точки разных цветов: одна белая, другая красная, а остальные две — зеленые. На пациента надевают очки, левая линза которого красного цвета, а правая — зеленого.

Испытуемый должен смотреть на экран с расстояния пяти метров, и назвать те точки, которые он видит. Так можно не только точно установить, есть ли у человека бинокулярное зрение, но и выяснить какой из глаз является ведущим.

Проблемы с бинокулярным зрением

В офтальмологии есть специальная часть, которая отвечает за правильную совместную деятельность двух глаз, в частности — за бинокулярное зрение. Ее название — ортопика.

Косоглазие — один из ярких представителей проблем с бинокулярным зрением.

А точнее, при этом заболевании оно отсутствует как таковое вообще. Косоглазие возникает посредством отклонения какого-либо из глаз (или обоих) в противоположную сторону, и при этом зрительные оси перестают сходиться на одном объекте.

Человек перестает полноценно видеть двумя глазами. Восстановление стереоскопического зрения — практически основная цель при лечении этого заболевания.

Выделяются две основные формы заболевания — паралитическая и содружественная. При содружественном типе косит одно глазное яблоко. При этом косить может то левый, то правый. А отклонение зрительной оси будет одинаковым. Основной причиной такого нарушения является аметропия.

Также такое косоглазие может быть вызвано значительной разницей в остроте зрения каждого из глаз, при заболеваниях зрительного нерва и/или сетчатки глаза, при помутнении хрусталика или других глазных оболочек, а также при нарушениях ЦНС.

Стоит отметить, что при этом типе косоглазия подвижность глаза полностью сохраняется. Перед глазами даже может отсутствовать двоение. Но при фокусировке на определенном предмете второй глаз будет отклонен в любую из сторон.

При паралитическом косоглазии один глаз будет косить стабильно. Но вместе с этим будет наблюдаться ограниченное вращение глазного яблока, или его полная неподвижность. При этом часть мышц глаза будут полностью поражены и парализованы.

Возникает такое косоглазие из-за повреждений нервов, отвечающих за движение глазного яблока или нарушения функционала самих мышц. Возникает это по разным причинам — от проникновения враждебных микроорганизмов и вирусов, до травм, заболеваний сосудов или даже возникновения опухолей.

Само собой, никакого бинокулярного зрения не может наблюдаться. Человеку приходится дополнительно вращать головой в сторону парализованной мышцы, чтобы хоть как-то наблюдать окружающий мир. На этом фоне у больных часто наблюдаются головокружения.

Паралитическое косоглазие может появиться у людей любого возраста. При этом косоглазие может быть как сходящимся, так и расходящимся (глаза расходятся в разные стороны), а также вертикальным.

При проблемах со стереоскопическим зрением необходимо проводить тщательные проверки, с использованием специализированного оборудования.

Проверки следует проводить и с целью профилактики. Детям их проводят начиная с трех лет, когда бинокулярное зрение начинает активно формироваться.

Когда обнаруживаются отклонения, окулист обязан провести все дополнительные тесты, для определения степени развития нарушения. Обычно в их число входят практически все проверки, описанные выше.

Одним из наиболее распространенных детских нарушений, которые связаны с развитием стереозрения, является амблиопия. Это, так называемый «ленивый глаз», когда один из глаз развивается более медленно чем другой. При этом со временем один глаз вообще перестает участвовать в создании совместного изображения.

Мозг станет получать слишком разные картинки, и попросту будет «выключать» тот из органов, который все «портит». Обычно все начинается с небольшой разницей в остроте зрения, которую легко не заметить поначалу, и не принять меры по ее незамедлительному исправлению.

Амблиопия, как и косоглазие, наблюдаются примерно у 4-5% людей. При этом наблюдаются они даже в странах, с очень развитой медициной. Все дело в несвоевременной проверке зрения, ответственность за которую обычно лежит на родителях ребенка.

При регулярных профилактических проверках можно без проблем обнаружить проблему еще в самом начале развития, и принять все необходимые меры по сохранению хорошего зрения ребенку: поставить корректный диагноз, определив точную степень нарушения бинокулярного зрения, и назначив правильное, эффективное лечение.

Читайте также:  Проглотила коронку от зуба что делать, когда выйдет

И все практически всех проблем со зрением в будущем можно будет избежать.

Развитие зрительных функций у детей


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Ссылка на основную публикацию
Структура матки диффузно неоднороднаячтоэто · GitHub
Что такое диффузно неоднородная структура миометрия Миометрий является важным составляющим слоем детородного органа. Его задача заключается в обеспечении нормальной растяжимости...
Стресс — это психология виды, причины, симптомы, лечение
Как восстановиться после сильного стресса и убрать последствия Небольшой по силе стресс мобилизует организм, активизирует защитные силы, в малых дозах...
Стресс, сахар и еще 12 неожиданных причин повышения холестерина в крови
Высокий холестерин В медицине первенство среди сердечно-сосудистых патологий отдается атеросклерозу. Повышенный холестерин выступает главным виновником формирования недуга. Клиническая картина часто...
Структура, функции и роль клеточной мембраны
Функции, значение и строение плазматической мембраны Клеточная мембрана (плазматическая мембрана) представляет собой тонкую полупроницаемую оболочку, которая окружает цитоплазму клетки. Функция...
Adblock detector