Удлиненный отпуск воспитателя — основания предоставления

Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ детский сад 18 «Ромашка» I.Общие положения.

    Дарья Пронская 3 лет назад Просмотров:

1 Утверждено: Заведующая д/с «Ромашка» Петровская Г.Ф. Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ детский сад 18 «Ромашка» I.Общие положения Настоящее положение регулирует работу группы комбинированной направленности при Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 18 «Ромашка» (в дальнейшем Учреждение) Группа комбинированной направленности (в дальнейшем группа) открывается решением администрации учреждения при согласовании с Управлением образования Березовского городского округа Деятельность группы имеет своей целью совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае детей с нарушениями речевого развития Организация группы допускается при следующих условиях: наличие логопеда, имеющего высшее специальное образование; обеспеченность Учреждения квалифицированными воспитателями; наличие развивающей коррекционной среды (речевой): программного обеспечения, методической литературы, оборудованного логопедического кабинета Группа осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом «Об образовании в Кемеровской области»; указами и распоряжениями Президента Российской

2 Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; решениями Департамента образования и науки Кемеровской области, Управления образования Березовского городского округа; Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации; договором между Учредителем и Учреждением, Уставом Учреждения, Положением об Учреждении, договором, заключенным между Учреждением и родителями (законными представителями) Непосредственное руководство работой группы осуществляется администрацией Учреждения. II. Комплектование группы комбинированной направленности В группу наряду со здоровыми детьми могут приниматься дети с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае дети, имеющие нарушения речевого развития) Комплектование группы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения (ПМПк) и по согласованию с родителями В группу зачисляются дети дошкольного возраста преимущественно старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии с нормальным слухом, интеллектом, поступающие с диагнозами: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения, которым может быть обеспечена подготовка к обучению в массовой школе Группа комплектуется с учетом возраста со смешанным диагнозом Наполняемость группы 20 детей, из них детей с нарушениями речи Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

3 2.7. Срок коррекционной работы зависит от индивидуальных особенностей детей и структуры речевого дефекта. Она может продолжаться от 2-3 месяцев до 1,5-2 лет Не подлежат приему в группу дети: глухие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); с психопатоподобным поведением, страдающие эпилепсией, шизофренией; с тяжелым нарушением опорно-двигательного аппарата. III. Организация деятельности группы Планирование и организация коррекционного развивающего процесса осуществляется по следующим образовательным программам: Основная: Общеобразовательная программа МБДОУ детский сад 18 «Ромашка» комбинированного вида; Коррекционные: «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи» (старшая группа детского сада) Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонетического строя речи» (подготовительная группа) Т.А.Каше, Т.Б. Филичево В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, предусмотрена четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: своевременным обследованием речевого развития детей;

4 рациональным составлением расписания занятий; планированием подгрупповой и групповой работы; оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда, психолога, воспитателей и родителей Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам Занятия логопеда с детьми, имеющими нарушения речевого развития, проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи) Темы индивидуальных и подгрупповых занятий, а также посещаемость детей фиксируется в журнале. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут логопед, воспитатель, администрация Учреждения Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради У логопеда должна вестись следующая документация: список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; расписание логопедических занятий; общий план методической работы на год;

5 перспективный план работы на каждого воспитанника на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы; ежедневные планы работы на каждого воспитанника; индивидуальные тетради, предназначенные для логопедических занятий; журнал посещаемости детей; речевая карта на каждого ребенка с указанием даты начала и окончания занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей; паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий; копия отчета о проделанной работе за год. IV. Участники образовательного процесса Участниками образовательного процесса в группе являются: ребенок, воспитатель, родитель, логопед, педагог-психолог На должность логопеда назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности «Логопедия». Логопед назначается на должность и увольняется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации Логопед: несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование группы, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

6 оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям воспитанников; работает в тесном контакте с педагогом-психологом, врачамиспециалистами и членами ПМПк; информирует Педагогический совет Учреждения о задачах, содержании и результатах коррекционной работы; участвует в работе методических объединений логопедов и в методической работе Учреждения; повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам На логопеда Учреждения распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогов образовательных учреждений. V. Материально-техническая база Для работы логопеда выделяется кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние, ремонт Логопедический кабинет обеспечивается следующим оборудованием: пеналы с раздаточным материалом; шкафы и полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы; настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или дополнительно освещено); зеркала 9х12 по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения;

Читайте также:  Лабораторная служба Хеликс — досье франшизы Франшиза Лабораторная служба Хеликс Франчайзинг Лабора

7 стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев; набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов; фланелеграф или наборное полотно; настенная касса букв; настенная слоговая таблица; индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка; наглядный материал, используемый при обследовании детей и в коррекционной работе; различные речевые игры; методическая литература; полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Городское методическое объединение воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности ДОО

Новости центра

  • Актуальные материалы для специалистов
  • В Новосибирске состоялся Городской педагогический совет 2020: Новая история
  • Городское родительское собрание «Особенности современного Интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей и подростков»
  • Стратегическая сессия «Интегративный подход в решении проблем взросления современных детей и подростков»
  • Городское родительское собрание «Снова в школу»
  • Вебинар «Ребёнок с синдромом дефицита внимания: какой он?»

© 1995-2020
МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр»

г. Новосибирск,
ул. Дмитрия Шамшурина, 6

Режим работы:
ПН-ЧТ: 09:00-18:00, обед: 13:00-14.00
ПТ: 09:00-17:00,
обед: 13:00-14:00

ТПМПК
ПН-ЧТ: 09:00 — 17:00
ПТ: 09:00-16:00,
обед: 13:00-14.00

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Режим работы:

Пятидневная рабочая неделя

Время работы

Центр

ПН-ЧТ — 09:00-18:00
(обед — 13:00 — 14.00)
ПТ — 09:00-17:00
(обед — 13:00 — 14.00)

ТПМПК
(на Шамшурина, 6)

ПН-ЧТ — 09:00-17:00
(обед — 13:00 — 14.00)
ПТ — 09:00-16:00
(обед — 13:00 — 14.00)

ТПМПК
(на Прибрежной, 2)

ПН-ЧТ — 09:00-17:00
(обед — 13:00 — 14.00)
ПТ — 09:00-16:00
(обед — 13:00 — 14.00)

Дети с ОВЗ в ДОУ

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

• Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

• Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК

Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

— даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

— в группу компенсирующей направленности,

— в группу комбинированной направленности.

Читайте также:  Гноятся глаза что делать если киснут и чешутся, чем лечить гной у взрослого человека, причины и лече

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок — с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности — это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

— повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;

— изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать.

Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны.

Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы.

Читайте также:  Хэлс Мед — медицинский центр (Одинцово, Молодёжная, 18к1) телефон, сайт и время работы

Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ

Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) при разработке основных образовательных программ.

На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольных пока нет. Они не разработаны, на сайте ФГОС-реестра их нет, и взять их неоткуда.

Это довольно серьёзная проблема, которая существенно тормозит развитие системы дошкольного образования в части дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Нельзя забывать, что в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные, хотя они могут между собой различаться. Этот момент стоит отметить особо. Ранее не существовало понятия «адаптированная программа», хотя термин «коррекционная программа» используется уже давно.

Адаптированные основные общеобразовательные программы – это ещё одно нововведение в системе образования, в том числе дошкольного. Это программы, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение. Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей слабовидящих или для детей слабослышащих, для детей слепых, для детей глухих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Таких детских групп в стране очень много, и эти группы и должны работать по адаптированным основным программам.

Что же представляют собой адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ?

Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы:

«От рождения до школы»,

Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать.

Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

Нужно ли вносить изменения в устав в случае обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам

И для родителей, и для воспитателей очевидно, что детям с ограниченными возможностями здоровья намного легче адаптироваться и осваивать образовательные программы в группах комбинированной направленности. И здесь важнее, чем когда-либо, говорить о программах адаптированных. Каждому ребёнку с ОВЗ, который попал в группу комбинированной направленности, необходимо садаптировать основную программу, которая предлагается для всей группы. Бесспорно, для конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы. Возможно, только в одной образовательной области, как, например, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Возможно, в двух областях, если, например, это дети с задержкой психического развития. Особенности адаптации зависят от образовательных потребностей каждого ребёнка, который оказывается в группе здоровых сверстников. И, пожалуй, два момента — разработка адаптированной образовательной программы для каждого ребёнка с ОВЗ в группах комбинированной направленности и в разработке адаптированных основных образовательных программ – и представляют на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития. И первый шаг к достижению этой цели наше общество уже сделало.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Ссылка на основную публикацию
Удвоение матки и беременность как поможет МРТ
Двойная матка и шансы на беременность Медициной давно обнаружены и практически полностью изучены случаи врожденных аномалий женской матки. Каких только...
У ребенка ноги колесом — как помочь малышу Детские заболевания
Значение словосочетания «ноги колесом» Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред....
У ребенка повышены лимфоциты в крови
11 причин повышения нейтрофилов в крови у ребёнка Клетки крови имеют весомое значение при диагностике различных заболеваний. К ним относятся...
Удлиненный отпуск воспитателя — основания предоставления
Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ детский сад 18 «Ромашка» I.Общие положения. Дарья Пронская 3 лет назад Просмотров: 1 Утверждено:...
Adblock detector